Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

ББК 84 (2 Рос=Рус)6 Ш 79 «По проселочным дорогам» Шорохова А.Я. Ш 79 «По проселочным дорогам» (Шорохова А.Я.) 2017 - Мурманск: Полярис. с. 124 Поморье - это небольшая часть по численности, но самобытная этно­ графическая группа старожильческого русского и карельского населения на Белом море. Поморы - это потомки восточных славян, выходцев из Великого Новго­ рода, прошедшие в 9 - 10 века по долинам рек Онеги и Северной Двины к побережью Северного Ледовитого океана и заселившие эти места. Но почему новгородцы пришли и остались здесь, на берегах Ледовитого океана? «Путь из варяг в греки был уже освоен, и они, вслед за дружинникам норманнов, могли расселиться на юг вплоть до Константинополя, вполне могли найти и отвоевать себе край побогаче и потеплее. Возникает есте­ ственный вопрос: почему же их экспансия была направлена на дикий се­ веро-восток, а не на благодатный юг? Поморье - жизнь, связанная с морем, морскими промыслами, сезонам наложила отпечаток на культуру поморов. Их жилье и хозяйственные по­ стройки, одежда, обычаи и обряды и даже речь - все это имеют свои особен­ ности. Сложился и своеобразный психологический тип человека - помора, привыкшего к суровым климатическим условиям, к изменчивому, таящему опасности морю. Смелость, предприимчивость, открытость, отмечали многие путешественники и исследователи. Море-наше поле, говорили поморы. На лов рыбы и за морским зверем местные жители на самодельных судах ходили на Мурман, Новую землю, до­ стигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренце­ вом и Карском море. Вот почему считают поморов покорителями морских путей. В Поморье были выработаны наиболее целесообразная и художественно значительные формы - шатровые храмы, достигавшие большой высоты. Успенская церковь в Варзуге - шатровая церковь . За каждым событием ставили крест. Крест рубили из бревен, а при установке ориентировали строго по сторонам света. Крест располагался так, чтобы молившийся, став лицом к надписе на кресте , тем самым общался ли­ цом к востоку, а концы перекладины креста указывали направление с севера и юга. 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz