Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

видели в русских поселенцах выгодных торговых партнеров, быстро сблизились с ними, стали перенимать у них производствен­ ный опыт. Что же так влекло новгородцев на Север? Прежде всего - дра­ гоценная пушнина, на которую был большой спрос. Русская фео­ дальная знать и иностранные купцы охотно покупали меха соболей, песцов, бобров, куниц, белок. Саамы были меткими охотниками. Среди жителей Новгорода ходили легенды, будто в « полунощных странах» пушные зверьки падают с неба, из туч, и потому их там водится несметное количество. К тому же , в это время Русь нахо­ дилась под игом татаро-монгольского ханства и платила хану дань пушниной, к которой татары тоже были неравнодушны , любили украшать свою одежду мехом. Так что приобретение Кольского по­ луострова для Руси было очень кстати. Русь платила дань хану Коль­ ской пушниной: соболя, куницы, горностаи, песцы. Один историк тонко отметил, что Кольская пушнина спасла Русь от рабства. Помимо пушнины, новгородцев интересовали сало морских зверей, моржовый клык, ценные породы рыб. Появление города Колы, как русского селения было вызвано развитием морского про­ мысла на Мурмане. Русские поморы и карелы разведали громадные сезонные скопления донной рыбы возле северного, так называемого « Мурманского» побережья Кольского полуост­ рова. Ежегодно жители Беломорья с открытием навигации отправ­ лялись на судах промышлять на Мурман треску. В ряде мест они устроили становище, поставив избы, бани, погреба, рыбосу- шильни. Самым добычливым временем лова рыбы на Мурмане была весна, но льды на Белом море еще не позволяли судам выйти на промысел. И, чтобы успеть к путине, предприимчивые поморы - богачи и монастыри в конце зимы стали снаряжать своих работ­ ников на Мурман, отправлять их пешим путем. Из беломорских селений поморы шли группами по 20 - 40 че­ ловек. Их путь из Поморья на полуостров Мотку ( Рыбачий), шел от Кандалакши, вдоль озера Имандра к Кольскому заливу. Наиболее удобным пунктом для промысловой базы являлось место, где кончался пеший путь и далее можно было двигаться на судах. Таким местом оказался мыс, образуемый рекой Колой и Ту- ломой, при их впадении в незамерзающий Кольский залив. Это ме­ сто назвали Кола. Это был тяжелый, поистине мученический путь. На всем про­ тяжении от Кандалакши до Колы в то время не существовало ни одного селения, ни одной избы, где путники могли бы обогреться, и переночевать. Спать приходилось на снегу, под прикрытием ка­ кого-нибудь паруса или наспех сооруженного навеса из жердей и веток. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz