Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.
После завершения укладки пути на Кольском полуострове, ад министрация сосредоточила внимание, главным образом, на стро ительство дороги к югу от Кандалакши. 3 ноября 1916 года у Пояконды, недалеко от Полярного круга, произошла, наконец, стыковка пути карельской части с Канда лакшской. С этого дня по всей дороге от Петрозаводска до Мур мана открылось сквозное движение. 15 ноября 1916 года Мурманская железная дорога была сдана во временную эксплуатацию. Это, однако, не означало окончания строительства. На линии было множество недоделок. Однако большинство сооружений было рассчитано на времен ное использование и, в недалеком будущем их предстояло заменить постройками постоянного типа. Постройка железной дороги не смогла оказать большого влия ния на ход войны в положение дел в России, но имела существенное значение для развития края - открылись перспективы дальнейшего заселения края и развития его естественных богатств. С постройкой железной дороги была ликвидирована оторван ность Мурмана от центра России в период прекращения навигации на Белом море. Экономически Кольский край стал тяготеть не к Архангельску, а к Петрограду. Изменилось смысловое значение термина « Мурман». На про тяжении веков жители Севера называли побережье Кольского по луострова к западу от Святого носа - район морских тресковых промыслов . Теперь все чаше и чаще в понятие « Мурман« стали включать и полосу железной дороги от Кандалакши до Колы, а ино гда и весь Кольский полуостров. Как отмечало управление Мурманстройки,« успешное оконча ние укладки рельсового пути на всех частях линии... могло быть до стигнуто лишь при исключительном напряжении сил как рабочих, так и лиц местного технического надзора.« Исключительное напря жение, о котором говорит управление Мурманстройки, достигалось системой грубого насилия и жесточайшей эксплуатации рабочих. Труд многих тысяч строителей, проложивших в крайне тяжелых условиях Заполярья, самую северную в мире железнодорожную ма гистраль, достоин благодарной памяти потомков. Кольский полу остров впервые получил прямую , удобную транспортную связь с внутренней Россией. Используемая литература: 1. И. Ф. Ушаков «Кольская земля». 2. И. Ф. Ушаков «Кола« 3. И. Ф. Ушаков «Кольская старина» 4. А. М. Чарыгин «Из истории Колы» 5. Л. Я. Шорохова «На пользу науки и отечества» 6. Борис Поляков «Кола» 7. Фотографии из личного архива 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz