Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.
Необходимость получить грузы от союзников военных поста вок побудила царское правительство ассигновать десятки миллио нов рублей на строительство железной дороги, торгового порта обо ронительных сооружений и города на Кольском заливе. В октябре 1914 года ведомство путей сообщения пришло к мысли о необходимости « безотлагательного сооружения» железной дороги. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о соору жении железной дороги от Петрозаводска до ст. Сороки. Одновре менно царю была подана записка, обосновывающая необходи мость продления дороги до незамерзающего Баренцева моря. 30 декабря 1914 года совет министров признал вопрос о строитель стве железной дороги на Мурман, «заслуживающим самого серьез ного внимания» 1 января 1915 года Николай 11, утверждая ассиг нования средств на строительство железной дороги « Петроза- водск-Сороки, приписал : « Считаю безусловно необходимым в бу дущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья. Местность, где предстояло построить железную дорогу, была пустынной. Теперь - через скалистые горы, леса, тундры и болота предстояло проложить полотно железной дороги, построить стан ции, разъезды, мосты и другие сооружения. И сделать быстро - в условиях войны, в условиях сурового северного климата, при тяже лом грунте, и сложном рельефе местности. Тяжелым трудом рабочих и инженеров, в предельно сжатые сроки, в суровых условиях Крайнего Севера была проложена и сдана во временную эксплуатацию железнодорожная магистраль Петрозаводск - Мурман протяженностью 1054 километра. Чтобы ускорить прокладку пути, широко применяли вмораживание настила в лед и болотистый грунт, вместо насыпей устраивали де ревянные срубы- ряжи, линию вели в обход косогоров и скал. Для ускорения работ шпалы местами укладываются прямо по болотам, а частью на лед. Так, например, между Шонгуем и и Ки- цей дорога проходит рекой Колой, причем, для крепости на расста- янии 15 верст путь устлан замороженными в лед бревнами 23 апреля 1916 года прокладка рельсового пути на линии Кан далакша- Семеново была закончена. По этому поводу в Кольском соборе железнодорожная администрация устроила молебен. На торжественном открытии сквозного движения через Кольский по луостров присутствовала правительственная комиссия во главе с начальником управления по сооружению дорог инженером Ливе- ровским. Военные грузы теперь шли прямым путем, без перевозки на лошадях, из Семеновской бухты до Кандалакши. С наступлением весенних оттепелей движение по льду реки Колы прекратилось. Ра бочие были переведены на прокладку рельсового пути по скали стому берегу. Укладка рельсов затянулась до самой осени. 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz