Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

Необходимость получить грузы от союзников военных поста­ вок побудила царское правительство ассигновать десятки миллио­ нов рублей на строительство железной дороги, торгового порта обо­ ронительных сооружений и города на Кольском заливе. В октябре 1914 года ведомство путей сообщения пришло к мысли о необходимости « безотлагательного сооружения» железной дороги. 5 декабря 1914 года правительство приняло решение о соору­ жении железной дороги от Петрозаводска до ст. Сороки. Одновре­ менно царю была подана записка, обосновывающая необходи­ мость продления дороги до незамерзающего Баренцева моря. 30 декабря 1914 года совет министров признал вопрос о строитель­ стве железной дороги на Мурман, «заслуживающим самого серьез­ ного внимания» 1 января 1915 года Николай 11, утверждая ассиг­ нования средств на строительство железной дороги « Петроза- водск-Сороки, приписал : « Считаю безусловно необходимым в бу­ дущем продолжение этой линии на север до одной из лучших бухт Мурманского побережья. Местность, где предстояло построить железную дорогу, была пустынной. Теперь - через скалистые горы, леса, тундры и болота предстояло проложить полотно железной дороги, построить стан­ ции, разъезды, мосты и другие сооружения. И сделать быстро - в условиях войны, в условиях сурового северного климата, при тяже­ лом грунте, и сложном рельефе местности. Тяжелым трудом рабочих и инженеров, в предельно сжатые сроки, в суровых условиях Крайнего Севера была проложена и сдана во временную эксплуатацию железнодорожная магистраль Петрозаводск - Мурман протяженностью 1054 километра. Чтобы ускорить прокладку пути, широко применяли вмораживание настила в лед и болотистый грунт, вместо насыпей устраивали де­ ревянные срубы- ряжи, линию вели в обход косогоров и скал. Для ускорения работ шпалы местами укладываются прямо по болотам, а частью на лед. Так, например, между Шонгуем и и Ки- цей дорога проходит рекой Колой, причем, для крепости на расста- янии 15 верст путь устлан замороженными в лед бревнами 23 апреля 1916 года прокладка рельсового пути на линии Кан­ далакша- Семеново была закончена. По этому поводу в Кольском соборе железнодорожная администрация устроила молебен. На торжественном открытии сквозного движения через Кольский по­ луостров присутствовала правительственная комиссия во главе с начальником управления по сооружению дорог инженером Ливе- ровским. Военные грузы теперь шли прямым путем, без перевозки на лошадях, из Семеновской бухты до Кандалакши. С наступлением весенних оттепелей движение по льду реки Колы прекратилось. Ра­ бочие были переведены на прокладку рельсового пути по скали­ стому берегу. Укладка рельсов затянулась до самой осени. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz