Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

в « мурманском конце «, было учтено 20 становищ, в которых име­ лась 121 изба, к востоку от Кольского залива, в «русской стороне - 30 становищ с 75 избами. Наиболее крупные становища находились в районе весеннего промысла, на северо-восточном побережье полуострова Рыбачьего: Титуново - 21 изба, Лавышено -15 изб, Док- Наволок- 14 изб, Кегор -11 изб. В каждой избе помещались обычно две, иногда , три - четыре промысловые артели. На Восточном Мурмане становища были небольшие : в Териберке, Оленьем, Дальних Зеленцаз по 6 изб, в Гаврилове - 2. В течение весенне - летнего сезона одна артель вылавливала и обрабатывала около 500 пудов сырой рыбы, а всего на Мурман­ ском море в начале 17 века приготавливалось сухой и соленой рыбы до 100 - 120 тысяч пудов. Из печени вытапливалось около 10 тысяч пудов жира. Однако, уровень производства был неустойчи­ вым. Размеры улова сильно колебались в зависимости от промыс­ ловой обстановки ( подхода рыбы, погоды ). Помимо морских рыбных промыслов на Мурмане занимались ловлей семги в реках, добычей жемчуга, который извлекали из ра­ ковин речных моллюсков, охотой на разного зверя., а также китов и акул. Но главным из всех хозяйственных занятий на Мурмане все­ гда был тресковый промысел. Строительство железной дороги на Кольском полуост­ рове. Вопрос о проведении железной дороги на Мурман поднимался а правительстве неоднократно, но не двигался с места. В 1913 году было принято решение о строительстве железно­ дорожной дороги от одной из станций Петербургско - Вологодской линии до Петрозаводска (280 км.) Многочисленные предложения о прокладке железнодорожного пути на Мурман, не находили одоб­ рения в правящих верхах, пока не грянула мировая империалисти­ ческая война. Империалистическая война, начавшаяся в 1914 году создала такую ситуацию, которая высоко подняла государственное значе­ ние Мурмана. Заброшенный ранее край привлек внимание правящих вер­ хов России исключительной удобностью морских сношений со странами Западной Европы и Америки. В Россию шло много груза. Возникал вопрос: как все эти грузы доставить по назначению? В условиях войны обычные морские пути не могли быть использованы. Доступ к Балтийским портам России закрыли немцы. А к черноморским портам - турки. Влади­ востокский порт находился далеко от театра военных действий, а Архангельский порт - работал лишь семь месяцев. 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz