Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

После службы все вышли из церкви, мы направились к автобусу. Семья шла к своему автомобилю, мужчина все оглядывался на нашу группу. Они уехали раньше нас. У святого источника — родника, мы вновь встретились. Мне показалось, что мужчина ждал наш автобус, намеренно не уезжал, чтобы еще раз увидеть меня. Взглянул и машина медленно, словно нехотя, тронулась с места, поехала, выезжая из кустов на дорогу. Я понимала его. Поживи в глуши, будешь рад новому чело­ веку, новому лицу, новому обще­ нию. Неподалеку от родника, на бе­ регу Белого моря стоит часовня. Идем к часовне. Навстречу мне, от­ крылась ширь Белого моря. Так вот оно какое, Белое море! Еще не за­ мерзшее, но уже лениво, словно за­ сыпая, нехотя шевелило водами. Все вооружились фотоаппаратами. Ко мне подошел сосед по автобусу, подал свой фотоаппарат: — Сфотографируй меня, — а самого его трясет, то ли от холода, то ли от болезни. — Вам бы сейчас выпить граммов сто для сугреву, — сказала баба Анна. Он покачал головой: «Я уже не пью полтора года. Благодаря боіу», — ответил он. Жила легенда, что морская волна вынесла на берег тело инока. Людмила Панова рассказывала: «Скорее всего это был монах. Здесь была тоня, рыбаки ловили рыбу. И одному рыбаку приснился сон, он слышал голос: «Иди на берег моря. Там лежит тело инока, похорони его, как положено». Рыбак проснулся, пошел к морю и наткнулся на тело, лежащее на берегу. Рыбаки похоро­ нили его. А через год обнаружили этот родник. И, кроме того, в этом месте стала хорошо ловиться рыба, говорили, добычливое, удачное ме­ сто. В память об иноке была постав­ лена часовня. Едем в село Кашкаранцы. В пути Людмила Валентиновна рас­ сказывает, как ходила к дальнему святому источнику: «У источника люди и пьют святую воду, и облива­ ются из ковша. Для этого там ковш висит. Я же всегда окунаюсь. После купания я летаю, становлюсь моло­ дой, легкой. Здешняя вода содер­ жит серебро. Раньше здесь серебро добывали, а потом жила ушла в море, поднялся уровень воды. В лесу летом малина растет. Я малину рвала и не заметила, как медведь к кусту подошел, видно тоже ему сладких ягод захотелось. Я - с одной стороны малину рву, а он - с другой. Я как увидела медведя, начала вслух молитвы читать, да со страха так громко, что он испугался и убе­ жал. Дома мужу рассказала, муж го­ ворит: «Просто он сыт был, потому и не тронул тебя. А то бы тебе не по­ здоровилось». Село Кашкаранцы - пустын­ ное безлюдное село. Даже собак нет. Люди отчего-то покинули свои дома. Остались в селе лишь маячник и электрик, обслуживающие маяк. Село оживает с весны на лето, когда сюда приезжают из Умбы отдыхать, как на дачу. В Кашкаранцах есть действующая церковь Тихвинской богоматери. Мне запала в душу икона Тихвинской богоматери, где богородица в необычном головном уборе. Тихвинская богоматерь - по­ кровительница северных земель России, особо почитаемая на Руси. Как и везде, раньше здесь был клуб. На стене был нарисован осел и ря­ дом надпись: «Давай попрыгаем!» На другой стене - три веселых поро­ сенка. Сейчас это деревянное зда­ ние снова - церковь. Летом сюда, на Белое море, приехали студенты из Питера, расположились с палаткой в селе. Они помогали с ремонтом: красили пол, стены, поправили ико­ ностас. Стало походить на церковь. Как в сказке: «Жили-были дед да баба у самого моря» Я стояла на берегу Белого моря. Неспокойно было море. Яростно накатывали вы­ сокие темные пенистые валы воды на берег. 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz