Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.
После службы все вышли из церкви, мы направились к автобусу. Семья шла к своему автомобилю, мужчина все оглядывался на нашу группу. Они уехали раньше нас. У святого источника — родника, мы вновь встретились. Мне показалось, что мужчина ждал наш автобус, намеренно не уезжал, чтобы еще раз увидеть меня. Взглянул и машина медленно, словно нехотя, тронулась с места, поехала, выезжая из кустов на дорогу. Я понимала его. Поживи в глуши, будешь рад новому чело веку, новому лицу, новому обще нию. Неподалеку от родника, на бе регу Белого моря стоит часовня. Идем к часовне. Навстречу мне, от крылась ширь Белого моря. Так вот оно какое, Белое море! Еще не за мерзшее, но уже лениво, словно за сыпая, нехотя шевелило водами. Все вооружились фотоаппаратами. Ко мне подошел сосед по автобусу, подал свой фотоаппарат: — Сфотографируй меня, — а самого его трясет, то ли от холода, то ли от болезни. — Вам бы сейчас выпить граммов сто для сугреву, — сказала баба Анна. Он покачал головой: «Я уже не пью полтора года. Благодаря боіу», — ответил он. Жила легенда, что морская волна вынесла на берег тело инока. Людмила Панова рассказывала: «Скорее всего это был монах. Здесь была тоня, рыбаки ловили рыбу. И одному рыбаку приснился сон, он слышал голос: «Иди на берег моря. Там лежит тело инока, похорони его, как положено». Рыбак проснулся, пошел к морю и наткнулся на тело, лежащее на берегу. Рыбаки похоро нили его. А через год обнаружили этот родник. И, кроме того, в этом месте стала хорошо ловиться рыба, говорили, добычливое, удачное ме сто. В память об иноке была постав лена часовня. Едем в село Кашкаранцы. В пути Людмила Валентиновна рас сказывает, как ходила к дальнему святому источнику: «У источника люди и пьют святую воду, и облива ются из ковша. Для этого там ковш висит. Я же всегда окунаюсь. После купания я летаю, становлюсь моло дой, легкой. Здешняя вода содер жит серебро. Раньше здесь серебро добывали, а потом жила ушла в море, поднялся уровень воды. В лесу летом малина растет. Я малину рвала и не заметила, как медведь к кусту подошел, видно тоже ему сладких ягод захотелось. Я - с одной стороны малину рву, а он - с другой. Я как увидела медведя, начала вслух молитвы читать, да со страха так громко, что он испугался и убе жал. Дома мужу рассказала, муж го ворит: «Просто он сыт был, потому и не тронул тебя. А то бы тебе не по здоровилось». Село Кашкаранцы - пустын ное безлюдное село. Даже собак нет. Люди отчего-то покинули свои дома. Остались в селе лишь маячник и электрик, обслуживающие маяк. Село оживает с весны на лето, когда сюда приезжают из Умбы отдыхать, как на дачу. В Кашкаранцах есть действующая церковь Тихвинской богоматери. Мне запала в душу икона Тихвинской богоматери, где богородица в необычном головном уборе. Тихвинская богоматерь - по кровительница северных земель России, особо почитаемая на Руси. Как и везде, раньше здесь был клуб. На стене был нарисован осел и ря дом надпись: «Давай попрыгаем!» На другой стене - три веселых поро сенка. Сейчас это деревянное зда ние снова - церковь. Летом сюда, на Белое море, приехали студенты из Питера, расположились с палаткой в селе. Они помогали с ремонтом: красили пол, стены, поправили ико ностас. Стало походить на церковь. Как в сказке: «Жили-были дед да баба у самого моря» Я стояла на берегу Белого моря. Неспокойно было море. Яростно накатывали вы сокие темные пенистые валы воды на берег. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz