Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.

нами архитектурное сокровище Кольского Севера, достояние нашего края, то, ради чего сюда едут паломники — Успенская цер­ ковь. Удивительно гармоничная, возвышенная, устремленная вверх, она западает в память. И чем больше на нее смотришь, тем больше хочется смотреть. В былые времена, когда бульдозер подъехал, чтобы снести Успенскую церковь, все селяне вышли на защиту ее, взявшись за руки, не подпустили бульдозер, отстояли церковь. Следу­ ющее за Варзугой село Кузомень за­ носят, засыпают пески, погребают село. Говорят, это божье наказание. В селе Кузомень было три церкви, и все селяне проголосовали, дали со­ гласие снести их. И Богородица, по­ кровительница села, обиделась и оставила, ушла из села Кузомень. Вместе с ней ушли благополучие, счастье, удача. А Успенская церковь, как сим­ вол верности и любви, стоит передо мной. Успенская церковь закрыта на реставрацию. Рядом стоят: Афа­ насьевская церковь, в которой про­ ходят службы и башня - звонница. Мы поднялись на звонницу. Тохций шустрый мальчишка-звонарь уда­ рил в колокол. Гулкий открытый мощный звук оглушил меня. С вы­ соты звонницы открывается вид на окрестности, широкая бескрайняя даль на реку Варзуга, на суземки. В чаще леса сверкает полоской водная гладь реки. Суземки - древний, ста­ рый лес. Там, в глухих лесах, прята­ лось, спасалось мирное население от наседавшего врага — иноземца. Ле­ том тут бушует зелень, а сейчас голо, стыло, резкий ветер. Наш берег кру­ той, противоположный - низкий. На берегу лежат перевернутые лодки, над домами белеет дымок. Лед стал лишь на половину реки. По льду бе­ гут две собачки. Два рыбака сидят у лунок. Моста между берегами нет, детей до сих пор перевозят в школу на лодке. Школа находится на нашем, высоком берегу, на горушке. В селе построено не­ сколько новых панельных домов- коттеджей - одинаково аккуратных. В одном из них планируется гости­ ница — ресторан для туристов. За­ ложен дом для паломников. А возле старых сельских домов - большие поленницы дров, зима долгая, дров надо много. Где-то среди домов виз­ жит бензопила. Мы заходим в Афанасьевскую церковь. В церкви людно. Рядом мо­ лится семья. Приехали из Умбы - крестить сына, он вернулся из ар­ мии. С ним рядом — девушка: то ли сестра, то ли невеста, то ли молодая жена. Я вышла из церкви на крыльцо. Вслед за мной вышел му­ жик, глава этого семейства. Встал рядом. Стоял, опершись на перила, курил. Придвинулся поближе, спро­ сил: — Из Мурманска? — Да, — кивнула я — А я из Умбы. Сына прие­ хали крестить. Я родился здесь в Варзуге. Раньше, когда Успенская церковь была открыта, я ребенком всю ее облазал. Как ее будут реста­ врировать? Она едва держится. Мы увлеклись разговором, оживленно беседовали. Вышла его жена, чернявая, крупная женщина. Чего ты здесь стоишь? - строго взглянула на мужа и мельком на меня. — Иди в церковь! — Зачем? Сейчас там служба. — Иди! — Зачем? Что там стоять, что здесь, — отвечал мужчина, видно, не слишком набожный. Жена ушла в церковь. Мы стояли и молчали. Я сказала: — Надо идти, — и зашла в цер­ ковь. Через минуту и мужчина за­ шел, встал рядом. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz