Шорохова, Л. Я. «По проселочным дорогам» : 80-летию Мурманской области посвящается : рассказы и очерки / Шорохова Л. Я. – Мурманск : Полярис, 2018. – 123 с. : ил.
нами архитектурное сокровище Кольского Севера, достояние нашего края, то, ради чего сюда едут паломники — Успенская цер ковь. Удивительно гармоничная, возвышенная, устремленная вверх, она западает в память. И чем больше на нее смотришь, тем больше хочется смотреть. В былые времена, когда бульдозер подъехал, чтобы снести Успенскую церковь, все селяне вышли на защиту ее, взявшись за руки, не подпустили бульдозер, отстояли церковь. Следу ющее за Варзугой село Кузомень за носят, засыпают пески, погребают село. Говорят, это божье наказание. В селе Кузомень было три церкви, и все селяне проголосовали, дали со гласие снести их. И Богородица, по кровительница села, обиделась и оставила, ушла из села Кузомень. Вместе с ней ушли благополучие, счастье, удача. А Успенская церковь, как сим вол верности и любви, стоит передо мной. Успенская церковь закрыта на реставрацию. Рядом стоят: Афа насьевская церковь, в которой про ходят службы и башня - звонница. Мы поднялись на звонницу. Тохций шустрый мальчишка-звонарь уда рил в колокол. Гулкий открытый мощный звук оглушил меня. С вы соты звонницы открывается вид на окрестности, широкая бескрайняя даль на реку Варзуга, на суземки. В чаще леса сверкает полоской водная гладь реки. Суземки - древний, ста рый лес. Там, в глухих лесах, прята лось, спасалось мирное население от наседавшего врага — иноземца. Ле том тут бушует зелень, а сейчас голо, стыло, резкий ветер. Наш берег кру той, противоположный - низкий. На берегу лежат перевернутые лодки, над домами белеет дымок. Лед стал лишь на половину реки. По льду бе гут две собачки. Два рыбака сидят у лунок. Моста между берегами нет, детей до сих пор перевозят в школу на лодке. Школа находится на нашем, высоком берегу, на горушке. В селе построено не сколько новых панельных домов- коттеджей - одинаково аккуратных. В одном из них планируется гости ница — ресторан для туристов. За ложен дом для паломников. А возле старых сельских домов - большие поленницы дров, зима долгая, дров надо много. Где-то среди домов виз жит бензопила. Мы заходим в Афанасьевскую церковь. В церкви людно. Рядом мо лится семья. Приехали из Умбы - крестить сына, он вернулся из ар мии. С ним рядом — девушка: то ли сестра, то ли невеста, то ли молодая жена. Я вышла из церкви на крыльцо. Вслед за мной вышел му жик, глава этого семейства. Встал рядом. Стоял, опершись на перила, курил. Придвинулся поближе, спро сил: — Из Мурманска? — Да, — кивнула я — А я из Умбы. Сына прие хали крестить. Я родился здесь в Варзуге. Раньше, когда Успенская церковь была открыта, я ребенком всю ее облазал. Как ее будут реста врировать? Она едва держится. Мы увлеклись разговором, оживленно беседовали. Вышла его жена, чернявая, крупная женщина. Чего ты здесь стоишь? - строго взглянула на мужа и мельком на меня. — Иди в церковь! — Зачем? Сейчас там служба. — Иди! — Зачем? Что там стоять, что здесь, — отвечал мужчина, видно, не слишком набожный. Жена ушла в церковь. Мы стояли и молчали. Я сказала: — Надо идти, — и зашла в цер ковь. Через минуту и мужчина за шел, встал рядом. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz