Шишов, С. В. Фронтовая лыжня Заполярья / Сергей Васильевич Шишов. – Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2019. – 451 с.

Морские коммуникации вдоль норвежского побережья служили основным путем для пополнения войск, снабжения их боеприпасами, продовольствием. Других равноценных путей не было. Железные дороги отсутствовали, пропускная способность автомобильных дорог была не в состоянии обеспечить войска всем необходимым. Боеспособность немецкого горного корпуса зависела от положения на морских коммуникациях. Командующий Северным флотом контр-адмирал А.Г. Головко поставил перед разведотделом штаба флота (капитан 3-го ранга ПА. Визгин) задачу выяснить планы противника на зимнюю кампанию. Следить за дальними тылами, подтягиванием резервов. Засекать каждый вновь прибывший корабль, пополнение самолетного парка. Необходима была информация о состоянии береговых укреплений, аэродромов, гаваней, движении судов. На пороге зимы из-за ненастной погоды разведотдел штаба флота редко использовал катера для высадки разведчиков. Для получения данных об аэродроме возле Луостари было решено использовать лыжников. Устойчивый снежный покров в Заполярье установился уже в октябре. Разведчики готовились к походам и тренировались на лыжной базе отряда, расположенной на западном берегу реки Туломы и залива напротив Мурманска. Многие из них были хорошими лыжниками. Но никому из лыжников раньше не приходилось спускаться с гор с полной боевой выкладкой, прокладывать лыжню, передвигаясь в походном строю в полной темноте по сопкам и болотам, они не имели понятия о ведении разведки. Этими навыками лыжникам еще только предстояло овладеть77. Командир отряда капитан Н.А. Инзарцев направил для организации лыжной подготовки и заведования лыжной базой отряда старшего матроса В.Н. Леонова. Он после госпиталя, где находился с ранением стопы ноги, был признан временно негодным к строевой службе78. Для лыжников было подобрано хорошее снаряжение. Разведотдел Северного флота обратился с просьбой на Кировский деревообрабатывающий завод об изготовлении лыж по специальному заказу. Они были короче обычных, что создавало лучшую маневренность, но ширина лыж была доведена до 7-9 сантиметров, чтобы они соответствовали весу лыжника79. От мягких креплений и валенок, которыми обычно пользовались армейские разведчики, отказались. Для передвижения в гористой местности тундры вблизи побережья моряки предпочли жесткие 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz