Шишов, С. В. Фронтовая лыжня Заполярья / Сергей Васильевич Шишов. – Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2019. – 451 с.

Его обслуживали 96 солдат и офицеров. Грузоподъемность транспорта составляла 18 тонн, взвода - 6 тонн, отделения - 2 тонны. Олений транспорт состоял из управления, трех транспортных взводов, хозяйственного отделения, медицинского и ветеринарных пунктов. Он подчинялся начальнику тыла дивизии (бригады) и располагался в районе дислокации тылов соединения401. В 14-й армии имелось еще ремонтное стадо (около 1000 ездовых оленей) и плодовое стадо для восстановления численности поголовья. 10-й гвардейской стрелковой дивизии был придан 3-й дивизионный олений транспорт (ДОТ). 14-й стрелковой дивизии — 5-й ДОТ. 72-й отдельной морской стрелковой бригаде - 4-й ДОТ. 31-й отдельной лыжной бригаде — 6-й ДОТ. Взводы оленьих транспортов располагались на удалении от основного места дислокации на расстоянии от 5 до 15 километров. Их приходилось так размещать из-за недостатка кормов при расположении их в одном районе и для лучшей маскировки от налетов вражеской авиации. Личный состав транспортов был многонациональным. Кроме коренных оленеводов (саамы, коми, ненцы), в них служили командиры и бойцы других национальностей. Среди них были русские, украинцы, белорусы, татары, чуваши, мордвины, манси. Командные посты чаще занимали русские, имевшие специальное образование. Ездовыми оленеводами служили в основном саамы, коми, ненцы. Стрелками - чаще представители других «402 национальностей Общая численность оленей в 14-й армии в годы войны колебалась от 3 до 5 тысяч голов. Убыль оленей была высокой. Только боевые потери от авиации и артиллерийско-минометного огня составляли 600-700 голов в год или 15-20 процентов всего армейского поголовья оленей403. При использовании в войсках олень проявил себя как работоспособное и выносливое животное, неприхотливое в отношении содержания и ухода. Для работы в оленьих транспортах использовались в основном быки (самцы-кастраты) в возрасте от 4 до 10 лет. В грузовую нарту запрягалось, как правило, три оленя. В легковую нарту - четыре-пять оленей. Три или четыре грузовых нарты и одна легковая нарта, соединенные вместе ремнями, составляли райду. Она управлялась одним ездовым404. Грузоподъемность нарты зависела от работоспособности оленей, состояния снежного покрова, протяженности маршрута, 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz