Шишов, С. В. Фронтовая лыжня Заполярья / Сергей Васильевич Шишов. – Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2019. – 451 с.

голод, недостаток ультрафиолетового облучения, дефицит витаминов, высокая влажность воздуха, незначительное содержание в воде минералов, фтора, йода. Зима, длившаяся с ноября по май, с полярными ночами, повышенной влажностью, постоянными ветрами вызывала снижение работоспособности и выносливости солдат, увеличение простудных заболеваний. Особенно тяжело переносили суровые условия раненые. Северные сияния вызывали сильные радиопомехи, перебои связи, влияли на работу компасов, магнитных приборов. Дорожная сеть в Заполярье к началу войны состояла всего из двух грунтовых дорог —по одной на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Их разделяла 200-километровая полоса сплошного бездорожья. В зимний период из-за частых снегопадов, буранов и метелей дороги на период, необходимый для их расчистки, становились непроезжими. Отсутствие рокадных дорог крайне ограничивало маневр по фронту и исключало переброску войск во время проведения операций для переноса усилий с одного направления на другое. Природные и географические особенности Заполярья, недостаточное количество путей сообщения, пересеченная и труднопроходимая местность наложили своеобразный отпечаток на характер происходивших здесь боевых действий, которые фактически вылились в борьбу за коммуникации, вне пределов которых движение войск почти полностью исключалось2. Важную роль для Заполярья играл железнодорожный транспорт. Кировская железная дорога связывала незамерзающий порт Мурманск с центром страны, но 9 сентября 1941 года она была перерезана на южном участке в районе станции Свирь. Связь с центром по ней прекратилась. В ходе последующих боев враг захватил большой участок железной дороги от станции Свирь до станции Масельская. С сентября 1941 года и до конца 1944 года все снабжение войск Карельского фронта и перевозки из порта Мурманск осуществлялись по железнодорожной ветке от станции Сорокская Кировской железной дороги до станции Обозерская Северной железной дороги. Ее строительство, начатое летом 1939 года, к осени 1941 года в основном было завершено3. Боевые действия войск велись вдоль дорог и в прилегающих к ним полосах территории шириной всего в 20-S0 километров, изолированных друг от друга на расстояние до 200 километров. Вне этих полос боевые действия, хотя полностью и не исключались, но 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz