Шахнович, М. М. Археология реки Варзуги // Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2010. - С. 153-172.
Шахнович М. М. Городище в с. Варзуга, Топор, железо. X V в. 143 Овсянников О. В. Отчет о разведоч ных работах Северо-Двинского ар хеологического отряда АОИА АН в 1982 году // НА ИИМК РАН. Ф. 35. On. 1. 1982. Д. 140. С. 7-8; Овсянни ков О. В., Рябинин Е. А. Средневеко вые грунтовые могильники Терского берега. С. 205-208. 144Тамже. С. 208. 145 Гурина Н. Н. Памятники эпохи ран него металла и раннего средневеко вья на Кольском полуострове. С. 14. 146 Овсянников О. В., Рябинин £. А. Средневековые грунтовые могильни ки Терского берега. С. 209-210; Гури на К Н, Овсянников О. В., Рябинин Е. А. Средневековые древности Коль ского полуострова // Финны в Европе ѴІ-ХѴ веков. М., 1990.Т. 1.С. 128. ,47 Макаров Н. А. Русский Север и Аа- пландия: ХІ-ХШ века // Российская археология. 1993, №3. С. 71. 148 Овсянников О. В. Средневековая Арктика: археологические открытия последних лет. С. 121. 149Мурманский областной краеведче ский музей (МОМ). №300-303. 150 Кострова О. И. Археологическая коллекция Мурманского областного краеведческого музея // Коренные народы Севера. Археологические и этнографические исследования. Мур манск, 2002. С. 52. 151 МОМ№10075/1-11. цветшего креста. У левого колена мужчины был поло жен железный рабочий топор рукоятью вверх.143 Все три погребения рассматривались автором работ как практически одновременные и датировались по вещам концом XII - началом XIII века. Этот вывод подтверди ло радиоуглеродное датирование образцов органики, взятых из двух погребений - 740±10 и 750±10 л. н., т. е. приблизительно 1200-1210 годами н. э . 144 Н. Н. Гурина сделала предположение о наличии в раннем средневековье на Терском берегу «финноя зычного населения, близкого приладожскому».145 О. В. Овсянников и Е. А. Рябинин более осторожно высказы вались о «финно-угорской, в широком понимании это го термина» принадлежности могильников Кузомень I и II и «направлении культурного влияния, шедшего в область “Тре” преимущественно из Двинской земли».146 Исследователи понимали, что выразительные финно- угорские украшения, которые использовались для да тирования памятника, уже в XI веке стали составной частью северорусского женского костюма, синтезиро вавшего восточнославянские и финно-угорские эле менты, и поэтому не могут рассматриваться как точ ный культурный индикатор.147Не внесли ясность в эту проблему и антропологические наблюдения, сделанные научным сотрудником отдела антропологии Ленин градской части Института Этнографии АН СССР А. В. Шевченко. Этническая принадлежность погребенных в могильниках Кузомень I и II остается до конца не вы ясненным вопросом. Два могильника и клад в устье Варзуги - пока един ственные на сегодня достоверные находки XI-XII веков на территории Кольского полуострова. Для объектив ности отметим, что на Мурманском побережье в бухте Сидоровской в 1991 году на берегу был найден фраг мент (язычок) большой бронзовой фибулы XII века, но из-за малой информативности он практически ничего не может добавить к общей картине.148 Данная ситуа ция объясняется незначительностью проведенных ис следований по изучению средневековых древностей Русской Лапландии. Из района Варзуги в Мурманский областной крае ведческий музей поступил ряд археологических вещей. Четыре сланцевых орудия149 эпохи неолита (ножи, на конечник стрелы и долото), найденные местными жи телями около села Кузомень, в 1927 году положили на чало археологической коллекции музея.150В начале 70-х годов в дюнах недалеко от села нашли неолитический сланцевый наконечник копья, два железных ножа и во семь фрагментов кухонной керамики XV-XVI веков.151 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz