Шахнович М. М. Археологическое изучение церкви Рождества Пречистой Богородицы Кандалакшского монастыря // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - 2023. - Т. 45, № 8. - С. 23–35.

М. М. Шахнович 32 сверху. Надпись на обороте скрыта под органи- ческими наслоениями. Обычно воспроизводил- ся текст 67-го псалма «Да воскреснет Бог». Крест по величине можно отнести к типу «детских» или «мелких женских» 23 .  Предположительная датировка – конец XVII – I половина XIX века. Почти полностью отсутствуют предметы, связанные с убранством церкви. Можно отме- тить только два небольших оплавленных кусочка из меди и серебра с большим содержанием меди, вероятно, деформированные фрагменты окладов (рис. 8: 1). В верхнем «огородном» слое найдены два от- щепа мелового кремня с галечной коркой. У од- ного (4 × 2,5 × 1,2 см) присутствуют «забитые» края со специфичными следами от использова- ния в качестве части кресального набора. В описании храма XVIII века упоминается «под церковью анбар кладный», что объясня- ет присутствие в северной части раскопа, внизу культурного слоя небольших спекшихся комоч- ков обугленных зерен ржи (Secale cereale) 24 . Керамика. Маловыразительный набор ке- рамики представлен единичными фрагмента- ми небольшого размера (max 5,7 × 5,5 × 0,4 см) в количестве 36 штук от четырех – пяти гон- чарных сосудов, по форме относимых к горш- кам 25 . Основную часть керамической коллек- ции составляют неорнаментированные черепки из красножгущейся глины, фрагментов лощеной посуды только четыре. Присутствуют по одному мелкому фрагменту керамической крышки и ручки (2,2 × 2,6 × 1,2 см) и шесть обломков венчиков. Цвет керамики ва- рьирует от темно-оранжевого до темно-корич- невого и черного, что связано не только с тех- нологией изготовления сосудов, но и сильным воздействием огня. От пребывания в пожаре три фрагмента сильно ошлакованы. По технологии изготовления среди красно- глиняной керамики можно выделить две груп- пы: слабообожженную, «грубую» с примесью среднего песка и блестками биотита в тесте и об- разцы из хорошо промешенной глины с мелкими примесями песка 26 . Керамическую коллекцию из раскопок церкви следует датировать II поло- виной XVI – XVIII веком. ДАТИРОВАНИЕ В вопросе датирования памятника мож- но опереться на стратиграфические наблюде- ния и данные радиоуглеродного анализа. Блок полученных дат по С-14 (9 штук) распадается на две значительно разнящиеся группы. Первая (5 штук), единообразно маркирующая пери- од середины XVII века (1630–1670-е годы), происходит из конструкций, находящихся на уровне 0,6–0,7 м от с. д. п., фиксирующих еди- ный горизонт пожара (см. таблицу). Вторая группа (4 штуки) отмечает ряд объектов в центральной части церкви (кладка 3, столб, древесина под по- лом) и относится ко II половине XV – началу XVI века. Предложим два варианта объяснения этой ситуации. В границах раскопа находятся два раз- новременных комплекса, из которых самый ран- ний маркирует «доцерковный период» освоения этой площадки, а второй – функционирование храма в XVII веке. При этом нельзя исключить, что удревнение некоторых дат связано с фак- торами, влияющими на точность определения, например, образцы были взяты из центральной части бревен [3: 159]. ВЫВОДЫ Анализ материалов первых раскопок церк- ви Рождества Пречистой Богородицы Канда- лакшского монастыря на Монастырском Наволо- ке дает интересную информацию, дополняющую уже известные данные по истории этой право- славной обители. Главными результатами ар- хеологических работ стали выявление хорошей сохранности непотревоженного позднесредне- векового культурного слоя и подтверждение пер- спективности дальнейших изысканий на при- устьевом участке левого берега реки Нива. Важ- но обнаружение в южной части алтарного про- странства церкви «оригинального» двойного захоронения середины XVII века, которое с боль- шой степенью уверенности можно интерпрети- ровать как монашеское и «статусное». В контексте существующей дискуссии о времени возникновения поморского поселения в устье реки Нива особенное значение имеют найденные объекты конца XV века, пока неясной культурной принадлежности, которые предва- рительно можно связать с «домонастырским» этапом освоения этого района. Дальнейшее археологическое изучение усадь- бы монастыря расширит наши представления о незначительно освещенном письменными ис- точниками его внешнем облике, а также материа- льной культуре насельников. Концевые ПРИМЕЧАНИЯ 1 «Одним из местных крестьян были найдены неподалеку от села два кремневых топорика, несомненно, при- надлежавших к каменному веку. Эти топорики стали, как ни странно, в Кандалакше врачебным средством: их обладатель лечит ими от всех болезней, прикладывая топорик к пояснице больного или давая ему пить воду,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz