Шахнович М. М. Троицкий Муезерский монастырь в Западном Беломорье: археологический аспект // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. - 2020. - Т. 42, № 4. - С. 8–18.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА © Шахнович М. М., 2020 Т. 42. № 4. С. 8–18 Археология 2020 DOI: 10.15393/uchz.art.2020.477 УДК 902.2(470.22) МАРК МИХАЙЛОВИЧ ШАХНОВИЧ кандидат исторических наук, научный сотрудник Национальный музей Республики Карелия (Петрозаводск, Российская Федерация) marksuk62@mail.ru ТРОИЦКИЙ МУЕЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ЗАПАДНОМ БЕЛОМОРЬЕ: АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Статья является первой работой об археологии Троицкого Муезерского монастыря в Западном Беломорье. Монастырь основан соловецким монахом Кассианом во второй половине XVI века на острове озера Муй. Это единственное место в Беломорской Карелии, где до наших дней сохранился прекрасный памятник церковного зодчества XVII века – храм святителя Николая Чудотворца. В 2019 году на территории усадьбы монастыря впервые проводились археологические работы. Основной задачей было выявление элементов древнего культурно-хозяйственного ландшафта мона- стырской усадьбы. Предполагалось уточнить границы памятника, локализовать на местности ос- новные монастырские сооружения, понять их состояние, наметить стратегию последующих работ. Найдено большинство монастырских объектов, описанных в исторических документах. Это сгорев- шая Троицкая церковь XVI века, каменная стена, ледник, остатки келий, каменный крест, кладбище. Новая информация увеличивает наши знания о позднесредневековых монастырях Карелии. Ключевые слова: Троицкий Муезерский монастырь, озеро Муй, Западное Беломорье, монах Кассиан, ограда монастыря, ледник из валунов, каменный крест, археологические работы Д л я ц и т и р о в а н и я : Шахнович М. М. Троицкий Муезерский монастырь в Западном Беломорье: археоло- гический аспект // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2020. Т. 42. № 4. С. 8–18. DOI: 10.15393/uchz.art.2020.477 настыри Карелии редко становились предметом исторического и археологического изучения, не получая должного специального анализа и ин- терпретации. Ситуация изменилась в последнее десятилетие, когда археологической экспедицией Национального музея Республики Карелия было проведено обследование ряда монастырских уса- деб Русской Лапландии и Южной Карелии, что значительно восполнило существовавшие иссле- довательские лакуны [19], [20], [21]. Небольшое озеро Муй (8 х 5 км) располагается в 60 км к западу от г. Беломорска. Через приток Кеми, порожистую реку Охта, оно соединяется с Белым морем. Его берега – «темные», низкие, каменистые, местами заболоченные. В централь- ной части водоема находится остров Троицкий (1,8 х 0,5 км). Это единственное место в Бело- морской Карелии, где до наших дней сохранил- ся прекрасный памятник церковного зодчества XVII века – храм святителя Николая Чудотворца. Начиная с 1960-х годов на острове, где распо- лагался Троицкий монастырь, побывали экспе- диции реставраторов, этнографов, историков, краеведов. Появились публикации, посвященные различным аспектам его истории [7], [11], [14] и культовым сооружениям [1], [3], [10], [22], [23]. ВВЕДЕНИЕ История православия Северо-Запада России в XVI–XVII веках отмечена всплеском «монастыр- ской активности». На территории современной Карелии существовало около сорока разнове- ликих православных обителей. За небольшим исключением, все они были основаны местными крестьянами, выбравшими с юношества монаше- скую стезю и первоначально долгое время под- визавшимися в трех крупных духовных центрах Карелии: Валаамском, Соловецком и Алексан- дро-Свирском монастырях. Иноческие обители преимущественно локализовались в Южной Ка- релии – на островах побережий Онежского и Ла- дожского озер и связанных с ними внутренними водоемами (Оштинский, Шуйский, Кижский, Ан- домский, Сердобольский, Олонецкий погосты). В Западном Прибеломорье, в Лопских погостах в XVII–XVIII веках единственная известная нам монашеская община – это Троицкий Муезерский монастырь, основанный соловецким постриже- ником преподобным Кассианом [6]. С конца ХХ века изучение позднесредневе- ковых церковных древностей стало актуальным направлением в российских исследованиях. До 1990-х годов небольшие православные мо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz