Шахнович М. М. Троицкий Муезерский монастырь в Западном Беломорье: археологический аспект // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. - 2020. - Т. 42, № 4. - С. 8–18.

М. М. Шахнович 10 ские сооружения, известные по историческим документам, понять их состояние, наметить стра- тегию последующих работ. Полученные резуль- таты превзошли наши ожидания. По сравнению с другими монастырскими усадьбами Карелии Касьянова пустынь дошла до наших дней в хоро- шем состоянии, несмотря на то что через Муезеро проходит туристический водный маршрут. Сакральная топография . По устоявшейся традиции общежительные монастыри России строились с соблюдением определенных пра- вил. Место для монастыря не могло выбираться произвольно, а указывалось Божественным Про- мыслом и очищалось молитвой. При избрании пристанища для отшельнической жизни право- славные подвижники Карелии придерживались правил, по всей видимости, сложившихся в XIV–XV веках: предпочитались острова, узкие перешейки между озерами и вытянутые мысы, которые нередко в начальные периоды строи- тельства обителей перекапывались каналами, превращаясь в символичные острова [17: 436]. В системе евангельской топографии вода выпол- няла функцию преграды, отделявшей сакраль- ную территорию «умерших для мира». Это было подражанием святыне православного монаше- ства – «саду Богородицы» – полуострову Афон. Данному принципу следовали основатели боль- шинства монастырей Карелии в XV–XVII веках. Немаловажным было и эстетическое вос- приятие места крестьянами как достойного са- крального приложения: «Есть у нас близ нашея деревни остров зело красен и велик… достойно де на сём острове бытии пустыне или монасты- рю и церкве» 4 . Укромный остров, избранный прп. Кассианом на таежном озере, окруженном труднопроходимыми болотами и лесами, полно- стью соответствовал средневековому образу «пу- стыни» из севернорусской житийной книжности. Возможно, он устроил монастырь недалеко от родных мест, подобно многим другим основате- лям карельских обителей. Внутреннее структурирование монастырской усадьбы также было единообразным: четкое раз- деление освоенного пространства на сакральную и хозяйственные зоны с водным рубежом между ними; для внешнего контура церковно-жилой тер- ритории – выдерживание в плане четырехуголь- ной формы; обязательное строительство ограды и двух «врат»; размещение рядом с церковью тра- пезной и братского кладбища, и в некотором уда- лении – жилых «келий» и основных «домовых» служб («хлебня и поварня, келья проскуренная», амбары, погреба, ледники); вынесение «коровьего двора со стаями и сараями» и дворов «бельцов» за пределы монастырской стены [6: 78]. Местонахождение Касьяновой пустыни лока- лизуется на восточной оконечности Троицкого острова. Основные монастырские сооружения располагались на ровной, с небольшим уклоном к югу, востоку и западу площадке, на высоте 9–11 м над озером. К началу наших исследова- ний остатки монастыря, за исключением церкви и часовен, находились в археологизированном состоянии. Культурный слой памятника силь- но не потревожен «поздним» антропогенным воздействием. По данным визуального осмотра, площадь его распространения предварительно определена в 8600 м 2 (125 х 65 м). Бóльшая часть расчищенной от камней мо- настырской территории после официального закрытия обители и до недавнего времени ис- пользовалась жителями ближайших деревень под покосы. Сейчас здесь растет смешанный лес, на песчаных склонах – средний сосняк. Заповед- ной считалась зона вокруг сакральных объектов (церковь, кладбище и две часовни). Именно здесь можно увидеть вековые ели диаметром до 1,2 м. Опишем основные выявленные монастырские объекты. Церковь свт. Николая Чудотворца распола- гается в 87 м к западу от восточной оконечности острова. В период существования монастыря этот участок берега, скорее всего, был полностью обезлесен. Два храма выступали символьными доминантами озерного ландшафта, организу- ющими окружающее природное и рукотворное пространство. По сложившейся концепции зимнюю церковь срубили и освятили не ранее 1602 года [10], [12], но существует и мнение о более ранней дате по- стройки в 1573 году. Храм изначально имел тра- пезную и притвор, в который вело двувсходное крыльцо (паперть) под двускатной крышей. В ле- вом углу трапезной, как в простых курных избах, располагалась печь-каменка из булыжного камня (рис. 1). Под церковью, установленной на высо- ком подклете, находился « подвало кладовой », где стояла вторая черная печь для отопления [11: 197]. В начале ХХ века в четырех маленьких окнах в паперти и алтаре сохранялись рамы со слюдой. Последний в досоветское время ремонт древнего храма проводился в 1892–1901 годах. Тогда в паперти заменили сгнившие бревна, по- стелили новую крышу на всю церковь; три стены (кроме западной) были обшиты [7: 178]. К на- стоящему времени облик Никольской церкви существенно изменился. Крыльцо, паперть и ке- ларская исчезли 5 . Храмовое здание состоит из двух неодинаковых клетей, конструктивно свя- занных общей стеной. Первая клеть, вытянутая с востока на запад, вмещает алтарь и помещение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz