Шахнович, М. М. К вопросу о валунных лабиринтах, или Первые христиане на Крайнем Севере // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 140-147.

уровнем моря, т.е. не могут быть датированы старше раннего средневе­ ковья1. То же отмечается и для объектов на морском побережье Фин- нмаркена2. - В раннем средневековье в Западной Европе и Скандинавии символ ла­ биринта в качестве аллегории был широко распространен как созерца­ тельный или интерактивный элемент христианской обрядности на самом высшем уровне, т.е. занимал центральные места в католических церквях и соборах (на полах, фризах, фресках, колоколах и т.п.), а также на ска­ лах, придорожных камнях3, хотя А.А. Спицин и высказывает скептиче­ ское мнение, что это - просто «удобный в декоративном отношении элемент» дизайна4. - Древнее название лабиринтов в России («вавилоны» - метафорическое обозначение священного города, что часто отмечалось) несет религиозно окрашенную ассоциативно-смысловую нагрузку, как и местные названия их в Финляндии, Англии, Германии: «Ограда монахинь, Игра св. Петра, Гибель Иерусалима, Ниневия, Иерихон, Каменная ограда, Лиссабон»5. В спиралевидном изображении можно увидеть проявление символики «западного» христианства, вероятно, его «североевропейского» варианта. В труде «пионера российской археологии» А.С. Уварова, подробно описываю­ щем христианскую символику I—III вв. н.э., спиралевидный символ отсутству­ ет6, т.е., по-видимому, он нашел распространение несколько позднее. Ранне­ христианская Церковь Ирландии, сформировавшаяся в VI в., носила своеоб­ разный характер, отличающий ее от церковных традиций западного христиан­ ства. Присутствие в «скандинавских» материалах VIII—IX вв. предметов англо­ саксонского происхождения подтверждает устойчивые связи Британских ост­ ровов и Фенноскандии7. Отмечается также сильное влияние в Х-ХІ вв. англо­ саксонского и ирландского искусства, особенно в стилистике христианских символов, на культурное сознание Северной Европы. Считается, что это свя­ зано с присутствием английского духовенства в окружении норвежских ко­ нунгов8. Как возникла традиция создания лабиринтов в арктических районах Ев­ 1 Kraft J. Labyrint och ryttarlek // Fomvannen. - 1977. - № 72. - P. 79-80. Сергард О. Лабиринты Севера // Природное и историко-культурное наследие Северной Фенноскандии. - Петрозаводск, 2003. - С. 119. Савард Д. Лабиринты. - М., 2005; Kraft J. Labyrint och ryttarlek// Fomvannen. - 1977. - № 7 2 . Спицин А.А. Северные лабиринты // Известия Императорской археологической комис­ с и и .-С П б ., 1904. - Вып. 6 .- С . 102-104. 5 Там же. - С. 104. Уваров А.С. Христианская символика. - М ., 2001. Ениосова Н.В. Украшения англо-саксонского и ирландского происхождения на террито­ рии Древней Руси // Ладога и Северная Евразия от Байкала до Ла-Манша. - СПб., 2002. - С. 127-130. 8 Мусин А.Е. О распространении христианства в Древней Руси ІХ-Х ІѴ вв. на основе дан­ ных археологии и письменных источников // Исторический вестник. - СПб., 2000. - № 6. 145

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz