Шахнович, М. М. К вопросу о валунных лабиринтах, или Первые христиане на Крайнем Севере // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 140-147.

Валунный лабиринт Севера - христианский символ В данной тематике археологов начала XX в. занимала проблема: «церков­ ный лабиринт - символ или просто декоративное изображение» и что было первичным - «лабиринты» на церковных полах или спиралевидные каменные выкладки. Сейчас понятно, что это совершенно не принципиальный вопрос. Возможно, следует подняться выше поиска тождества «вавилонов» через дета­ лизированное описание их морфологических признаков, в чем видел залог ус­ пеха Н.Н. Виноградов, и рассмотреть их как некоторые разновидности одной идеи христианского символа. Тогда мы увидим, что «церковные лабиринты» и объекты из валунов «по общему устройству чрезвычайно сходны... близость между ними... действительно, становится очевидной»1. Полы церквей, страни­ цы христианских манускриптов или каменистые морские берега, мозаика, дерн, валуны - лишь различные способы воспроизведения культовой символики. Там, где ситуация позволяла применять данный символ монументально, он вводился архитекторами в качестве элемента храмов, а где стационарных культовых объектов не было, они создавались на доминирующих участках «лона природы». Невозможно ответить на более углубленный вопрос: данный символ - условное обозначение какого-то образа, действия или художественное вопло­ щение какой-то идеи или же, например, опознавательный знак для членов оп­ ределенной социальной группы? Несомненно, что в каменных спиралевидных выкладках, разбросанных по побережьям северных морей, проявлялась тради­ ция «оставления знака присутствия» через внутреннюю потребность человека обозначить собственную принадлежность к определенному сообществу, в данном случае объединенному религиозными, социальными или, может быть, родственными связями. Изображение лабиринта в одном из храмов Италии (XII в.) все же имеет поясняющую надпись: «Этот лабиринт символизирует настоящий мир, широкий у входа, но совершенно узкий по возвращении. Пойманный этим миром в ловушку, отягощенный грехами человек может вер­ нуться к истинам жизни только с большими трудностями»2. Приведем несколько доводов в пользу гипотезы «каменные лабиринты Фенноскандии - раннехристианский символ»: - Многие лабиринты на островах и по береговой линии Балтийского моря (только на территории Финляндии их насчитывается 141 экз.3) имеют очень «символичные» размеры. Например, на острове Вир в Финском заливе лабиринт «имеет в диаметре не более 6 футов и сложен из камней Петрозаводск, 2005. - Вып. 10. - С. 274-276. 1 Спицин А .А. Северные лабиринты // Известия Императорской археологической комис­ сии. -С П б ., 1904. - Вып. 6. - С. 111. 2Савард Д. Лабиринты. - М., 2005. - С. 95. 3 Вельский С. В. Каменные лабиринты побережья Выборгского залива Балтийского моря (к постановке проблемы) // Первобытная и средневековая история и культура европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. - Соловки, 2006. - С. 122. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz