Шахнович, М. М. К вопросу о валунных лабиринтах, или Первые христиане на Крайнем Севере // Ученые записки МГПУ. Исторические науки : [сборник научных статей] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2007. - Вып. 7. - С. 140-147.
Один из способов найти верное направление в лабиринте - это вернуться от тупика назад, к началу пути. «Церковная» и «мегалитическая» гипотезы 100 лет назад А.А. Спицин делит лабиринты на 2 основных типа: «лаби ринты церковные, т.е. изображения их, помещаемые на полу церковных зда ний» и каменные выкладки Фенноскандии. Время создания церквей с подоб ными изображениями относится к ХІ-ХІѴ вв. Однако в качестве элемента ил люстрации религиозных книг они встречаются гораздо раньше, начиная с IX в. Исследователь отмечал тождественность обоих типов «вавилонов»2. К данному типу лабиринтов «круглых и округловатых, с одним входом, одним центром, одним тупиком» отнесены и английские мейзы из дерна, и лабирин ты на р. Поной и на Соловецких островах3. Такое суждение было доминирую щей гипотезой в начале XX в.: «Лабиринты такого рода, как находящиеся око ло Поноя, из русских областей до сих пор известны были лишь в Финляндии, где они расположены почти исключительно на островах. Сама форма их заим ствована из западных средневековых церквей, в которых такие сложные фигу ры помещались на полу и символизировали собою крестный путь Спасителя. Богомольцы доходили по такой фигуре на коленях до центра и возвращались таким же путем обратно»4. А. Елисеев5 и Г. Аспелин, вероятно, первые очень туманно высказались о возможности отнесения лабиринтов к бронзовому веку и их связи с традици ей мегалитических сооружений на Восточном побережье Атлантики. В после дующее время известный краевед Беломорья Н.Н. Виноградов развил прева лирующую до сих пор гипотезу «о несомненной тесной внутренней связи и формальном сходстве», «однородности по архитектуре, территориальной не прерывности лабиринтов с дольменами, кромлехами, “лапландскими гробни цами” и другими мегалитическими сооружениями Европы»6. Хорошо понятно, что бывший «классово перевоспитавшийся» заключенный Соловецкого лагеря особого назначения, вольнонаемный сотрудник ОГПУ в должности ученого секретаря Соловецкого общества краеведения, поддержав «церковно-буржуаз- ную» точку зрения, создал бы себе запись о «политической неблагонадежно сти» в личном деле. Это объясняет, почему «мегалитическая» гипотеза с ' Спицин А.А. Северные лабиринты // Известия Императорской археологической комис с и и .-С П б ., 1904 .-В ы п . 6 . - С . 101. 2 Там же. - С. 109. 3 Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников // Материалы Соловецкого Общества Краеведения. - Соловки. - 1927. - Вып. IV. - С. 90-91. * Памятная книжка Архангельской губернии на 1913 год. - Архангельск, 1913. - С. 215. 3 Елисеев А.В. По белу-свету. Очерки и картины из путешествий по трем частям старого света. - СПб., 1904. - Т. II. 6 Виноградов Н.Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников // Материалы Соловецкого Общества Краеведения. - Соловки. - 1927. - Вып. IV. - С. 132-140. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz