Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.

Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз «официальных» описания церкви свв. Бориса и Глеба на реке Паз в до­ ступных источниках XVII в. По писцовой книге Алая Михалкова (1608- 1611 гг.), около церкви в двух кельях жили «старцы Печенского монасты­ ря», занимавшиеся сезонным промыслом семги «заборами и неводами и гарвами» и летней рыбной ловлей на внутренних озерах. Из хозяйствен­ ныхмонастырских построек на реке Паз упоминаются «амбар с погребом да сарай да поварня». Рядом располагался небольшой летний погост «па- зеретцких лопарей» (1608-1611 гг. - три вежи, восемь мужчин), которые находились здесь с марта по сентябрь и также вели путинную добычу на семужных тонях. 13В отчете о миссионерской поездке в 1682 г. по ло­ парским погостам соборного священника Кольского острога Алексея Симонова сообщается, что, несмотря на отсутствие священника и бедственное положение с исполнением Православных обрядов, при­ хожанами церкви на реке Паз считали себя саами-колтта Нотозерско- го, Сонгельского, Пазрецкого и Нявдемского погостов.14 Встречаются краткие упоминания о церкви и в других российских документах. Напри­ 13 « Д а на усть П азы р еки церковь страстотерпцев Х ристовых Б о р и са и Глеба древяная клетски стоит беспения, вцеркве образы и книги и ризы монасты рское строение. Д а у церквы ж монасты рских две кельи да амбар с погреб ом да сарай да поварня. Д а за м онасты рем ж е уго ­ дья луки п ром еж пазрецким и лопари. ( . . . ) В техже купчих написано стехучастков и сосмые долилука старцем Печенского монастыря дани и подвод и никоторого тягла промеж пазеретцких лопарей не платити. ( ...) И всего за Печенскими старцы в Пазретцких угодьях промеж лопари полтора лука. А по тем луком Печенские старцы промышляют промеж пазрецких лопарей вреках и на тонях рыбною ловлею красные рыбы семги и летним местом по речкам и по озеркам ловят белую рыбу да на лесу зверя бьют и птицу ловят. ( ...) А угодья луковые же, а не оброчные печенских же старцев и пазретцких лопарей. Река Паз, а вней ловят красную рыбу семгу забором. Да на губе Пазретцкой едучи и с Паз реки по правой сто­ роне тоня отворотная, тоня под пахтою, речка Ровденга да на той же реке вкути тоня Валлекоп, а ведают печенские старцы те угодья с пазретцкими лопари сами по старине то у них недельно. А межа тому Паз- ретцкому угодью снявидемскими лопари Маселга да по речку Новуш и по морской берег... ». См.: Хару- зин Н. Русские лопари (очерки прошлого и современного быта) / / Труды Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. LXVI. Труды Этнографического отдела. Т.Х. М., 1890. С. 440-441. 14 « ... Крещены де мы из давных лет, а Православныя хр(и)стиянския веры и ц(е)рковных тайн и проповеди с(вя)таго Еванг(е)лия не знаем. А ц(е)рковь у нас осв(е)щенная есть во имя с(вя)тых страсто­ терпцев Бориса и Глеба осв(е)щена в лета ц(а)ря и великого кн(я)зя Ивана Васильевича всеа Русии по благословению архиеп(и)ск(о)па Пимина Великаго Новаграда. А св(я)щенникау тое ц(е)ркве нет, пото­ му что у нас место безхлебное хлеб у нас не родитца и купит(ь) негде и св(я)щенником у нас питатца не­ чем. А нам кроме св(я)щенника жить в таком порубежном месте велми скучно, потому что с ыноземцами промышляем смежно, и вместе пьем и ядим и [со] своими женами-родилницами також год пьем и ядим. И от таковыя нужды нам невозможно во ц(е)рковь с(вя)тую входит(ь) и с(вя)тых икон целовать, ни свещь, ни кажения приносит(ь). И друг со другом сходитца и самим мерско. А тварем приношения ника- кова не даим. Акровьиудавленинуядятже». См.: Жуков А. Ю. Саами в ХПІ-ХѴП вв. / / Антропологиче­ ский форум. № 1. СПб., 2004. С. 302-304. 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz