Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Шахнович МаркМихайлович ках постсредневековой археологии работал Б. Ульсен.9валенные от цен тральных районов России мурманские морские зверобойные и рыбные промыслы были частью сложившейся европейской экономики. Мы пока не имеем сведений о существовании вXVI в. «московитских» круглогодичных поселений на мурманском берегу. Единственные исключения - это Кола, состоявшая их нескольких домов, и Печенгский монастырь. Новые археоло гические работы на реке Паз позволяют увеличить информативную науч ную базу по малоизвестной «поздней» материальной культуре саамских и «московитских» общин на Русском Мурмане. В данной работе мы даем краткую историографическую справку о «древней» церкви свв. Бори са и Глеба и описание ее раскопок в 2010 г. Исторические сведенияНа протяжении ХѴ-ХѴІІІ вв. территория между Норвегией и Россией (приморское окончание западного Мурмана и вос точного Финнмаркена) была не разграниченным участком, получившим, по датским юридическим документам, в исторической литературе название «общих округов». К ним относились три приморских района по рекам Нейден (Нявдем), Пасвиг (Пазрек) и Пейсен (Печенга) с сиййтами трех групп восточных саамов-скольтов.10Существовавшие на этих землях с XVI в. физические символы Православия - мужской монастырь на реке Печенга1 и церковь свв. Бориса и Глеба на берегу реке Паз - всегда являлись для рус ской дипломатии очевидными аргументами в вопросе о принадлежности этой территории к России.12Второе обстоятельство, стимулирующее повы шенный интерес к этой небольшой Православной, сначала монастырской (до 1764 г.), а затем приходской церкви на арктическом побережье Русской Лапландии, заключалось в том, что ее строительство пришлось на период активной миссионерской деятельности здесь прп. Трифона - создателя са мого северного Православного мужского Печенгского монастыря. Информация о начальном этапе истории церкви основывается на край не скудных житийных и легендарных сведениях. Известны также два 9 Olsen В. Culture-historical surveis in the Pasvik Siida, Norway and Russia, august 1999. Warangerbottn, 2000 . 10Сиййт - это устойчивое родственное объединение саами, занимающее определенную территорию и рассматриваемое государством как податный коллектив. См.: Кучинский М.Г. Саами Кольского уезда в XVI-XVIII вв. Модель социальной структуры. Каутокеино, 2008. С. 183. 1 Печенгский монастырь основан в 1533 г. См.: Митрофан (БаЗанин), иг. Преподобный Трифон Пе ченгский. Исторические материалы к написанию жития. СПб., 2009. С. 103. 12 «Датская граница» по реке Паз была предварительно установлена в 1573 г. и окончательно закре плена в 1826 г. по договору России с Норвегией при разграничении лопарских погостов. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz