Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Шахнович МаркМихайлович распространяется на Русском Севере только к концу XVII в.80Церковь была «с нутром», т. е. с полом, который настилался «по ходу» - половые доски лежали параллельно входу. Доски вытесывались топором из бревен, раско лотых с помощью клиньев. Российский консул в Норвегии Д. Н. Островский в 1881 г. так описыва ет внутренний интерьер церкви: «Притвор церкви более напоминает избу: по стенам лавки, в окне тусклая слюда и только ряд икон, висящих над дру гою, влево от входа, дверью, как будто указывают еще на истинный характер здания. Отворив эту дверь, посетитель вступает в самую церковь, малень кую и узкую. Старинный иконостас, деревянные подсвечники и висящие (в таком же тесном алтаре) кадило и облачения Трифона... ». Подобную кар тину, дополняя небольшими подробностями, рисуют и другие путешествен ники во второй половине XIX в.: «Внутри стены и потолок голые, местами сильно погнили, иконостас самый простой, с иконами, почерневшими от времени..., самая бедная старинная утварь, полуистлевшие хоругви, пелены и напрестольная одежда, несколько старинных рукописных и печатных книг...» .« ... Это целый драгоценный музейный отдел по иконографии; тут при простоте, доходящей до скудности, при деревянных паникадилах, кро шечного размера, дощатого алтаря, с окнами из слюды вместо стекла, в алта р е ... находятся священнические одежды св. Трифона, его Евангелие и крест, церковные книги и много икон весьма добропорядочного письма греческого...»81 Наиболее подробно перечислены древние предметы в «старом» храме в описании Архангельского Епархиального церковно археологического комитета: «Древние и хорошо сохранившиеся в иконо стасе иконы, оловянный потир с такими же или медными принадлежностя ми, два холщовых покровца, фелонь из синей шелковой материи на холщо вой крашенинной подкладке с оплечьем, вышитым золотом и серебром и украшенным одноглавым и двуглавым орлами,82напрестольное Евангелие в 8 д. листа, стальная дугообразная полоса, служившая в давние времена би лом и т. п .»83Существует фотография внутреннего интерьера церкви, сде ланная в конце XIX в., на которой хорошо видно местонахождение храмо вой утвари и одноярусный иконостас.84 Трудно судить, насколько точно 80 Орфинский В. П., Яскеляйнен А. Т. Хронологическая атрибуция... С. 152. 81 Цит. по: МацакВ.А. Печенга... С. 495-496. 82 Одноглавый сокол с раскинутыми крыльями («орел пластаной одноглавый») - это родовой герб династии Рюриковичей, а «орел двоеглавый есть герб державный» - российской монархии. 83 Краткое историческое описание приходов... С. 221. 84 Мацак В. А. Печенга ... Рис. 209. 210
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz