Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз нагелями или фигурной железной планкой - «жиковиной» - и открыва лись внутрь постройки. Она вставлялась в специальную обойму - «одво- рье» и навешивалась на железные петли («дверной прибор»).75Использо вание «дверного снаряда» в сельских храмах отмечается с XVII в. Дверь закреплялась в срубе на один венец выше пола, образуя порог. Маленькие оконца в деревенских церквях для лучшего освещения пре стола и икон, как правило, располагались примерно посредине боковой сте нысруба. Они прорезались в двух бревнах сруба наполовину толщины каж дого из них. С западной стороны храма свв. Бориса и Глеба окно находилось очень низко - на высоте 0,7-0,8 м над уровнем пола и при покрытии наруж ных стен тесом было закрыто. Первоначально оконца, вероятно, были во локовыми, то есть специальная задвижная доска изнутри «заволакивала» оконный проем, а впоследствии они были заделаны сшитыми пластинками слюды. Каждое окно состояло из четырех разновеликих слюдяных кусоч ков. Посетители церкви еще в конце XIX в. описывали «окончины слюдя ные» как древний колорит этой церкви.76 Слюдяные оконца ценились и обязательно упоминались в описях имущества в XVII в. До XVIII в. Керет- ская волость была единственным производителем товарной слюды в Европе и Соловецкий монастырь имел монопольное право на ее поиски и добычу, поэтому «слюдяное стекло», вероятнее всего, поступило из прибеломор- ской части Северной Карелии.77При обшивке тесом церкви в 70-е гг. XIX в. свосточной и северной сторон были сделаны три больших окна - по одному в притворе, молельне и даже в алтаре.78Света из окон, конечно, было недо статочно, и помещение молельни дополнительно освещалось лучинами, за крепляемыми в «щемялочки» простых переносных «светчик маленкои», вставлявшихся в щели бревенчатых стен. Иногда лучины в бедных храмах использовались при богослужениях вместо свечей.79 В XVI в. стены внутри помещений не отесывались, а настил крыши слу жил одновременно и потолком. Выравнивание внутренней части сруба, иногда со скруглением углов, также как и плоское потолочное перекрытие, ' Рабинович М. Г. Русское жилище... С. 237. 76 Там же. С. 495. '7Либман Э. П. Из истории слюдяного промысла в России / / Тр. Гипронинеметаллоруда. Л., 1954. Вып. 2/4. С. 10. 8 Мацак В. А. Печенга... Рис. 207, 209. 79 Поветкин В. И. Озвученный и освещенный быт древних новгородцев (Открытия 2007 года) / / Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 22. В. Новгород, 2008. С. 99. 209
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz