Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Шахнович Марк Михайлович можем говорить только о «подновлениях», произведенных в XIX в., запе чатленных на фотографиях и описанных в записках современников. В России со второй половины XVIII в. после предписания Синода «предусмотреть внешнюю и внутреннюю дощатую обшивку церквей «под камень» распространилась тенденция обшивать стены. По воспоминаниям путешественников, внешняя тесовая обшивка церкви существовала уже в 1860 г.68После посещения церкви в 1870 г. Великим Князем Алексеем Алек сандровичем на пожертвованные им на ремонт деньги стены «древней» церкви снаружи были снова покрыты легкой тесовой обшивкой с обрезкой «по шнуру» и окрашены в желтый цвет.69Углы выделены дощатыми пиля страми, прикрывающими торцы бревен, а окна оформлены косяками из профилированной доски. В 1891 г. храм перекрашивался.70 Крыши зданий в ХѴІ-ХѴІІ вв. обычно настилались одним из двух видов материалов - дранкой («дертьем») или «двойным тесом» с подкладкой из бересты. На фотографиях мы видим крутую двускатную самцовую кровлю из теса. Что было ранее - можно только предполагать. В основном безгвоз- девой тесовый настил применялся для покрытия неотапливаемых помеще ний и был широко распространен до XVIII в. в традиционном деревянном строительстве Русского Севера.71 Путешественники середины XIX в. упо минают, что над входом была небольшая колокольня,72 но на фотографиях XX в. ее нет. На крыше храма, над центром молельни, «насажена» на конек шейка и маковица с крестом. В северном деревянном храмостроительстве небольшие луковичные главки считаются архаичным признаком, получив шим распространение уже в XVI в., и соотносятся со старообрядческой традицией.73 Дверные проемы были шириной до 0,8 м, высотой - до 1,5 м.74 Одно створчатая дверь делалась из двух-трех толстых плах (толщиной до 6-7 см), скрепленных двумя брусьями, лежавшими в пазах, или, реже, деревянными 68Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. Мурманск, 2005. С. 494. 69 МацакВ. А. Печенга... С. 495. 70Краткое историческое описание приходов... С. 220. 1 Косенков А. Ю. Региональные и локальные особенности конструкций безгвоздевых тесовых кро вель / / Народное зодчество. Петрозаводск, 2007. С. 508. 2 «Церковь бревенчатая, снаружи обшита тесом, с коническим куполом над алтарем и трапезою и небольшою колокольнею над входом... ». Цит. по: МацакВ.А. Печенга... С. 494. 73 Орфинский В. П. Часовни в традиционной культуре карел / / Народное зодчество. Петрозаводск, 2004. С. 89; Орфинский В. Пѵ Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севе ра. Петрозаводск, 2004. С. 165. 4 Белое М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. ... С. 17. 208
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz