Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.

Шахнович Марк Михайлович можем говорить только о «подновлениях», произведенных в XIX в., запе­ чатленных на фотографиях и описанных в записках современников. В России со второй половины XVIII в. после предписания Синода «предусмотреть внешнюю и внутреннюю дощатую обшивку церквей «под камень» распространилась тенденция обшивать стены. По воспоминаниям путешественников, внешняя тесовая обшивка церкви существовала уже в 1860 г.68После посещения церкви в 1870 г. Великим Князем Алексеем Алек­ сандровичем на пожертвованные им на ремонт деньги стены «древней» церкви снаружи были снова покрыты легкой тесовой обшивкой с обрезкой «по шнуру» и окрашены в желтый цвет.69Углы выделены дощатыми пиля­ страми, прикрывающими торцы бревен, а окна оформлены косяками из профилированной доски. В 1891 г. храм перекрашивался.70 Крыши зданий в ХѴІ-ХѴІІ вв. обычно настилались одним из двух видов материалов - дранкой («дертьем») или «двойным тесом» с подкладкой из бересты. На фотографиях мы видим крутую двускатную самцовую кровлю из теса. Что было ранее - можно только предполагать. В основном безгвоз- девой тесовый настил применялся для покрытия неотапливаемых помеще­ ний и был широко распространен до XVIII в. в традиционном деревянном строительстве Русского Севера.71 Путешественники середины XIX в. упо­ минают, что над входом была небольшая колокольня,72 но на фотографиях XX в. ее нет. На крыше храма, над центром молельни, «насажена» на конек шейка и маковица с крестом. В северном деревянном храмостроительстве небольшие луковичные главки считаются архаичным признаком, получив­ шим распространение уже в XVI в., и соотносятся со старообрядческой традицией.73 Дверные проемы были шириной до 0,8 м, высотой - до 1,5 м.74 Одно­ створчатая дверь делалась из двух-трех толстых плах (толщиной до 6-7 см), скрепленных двумя брусьями, лежавшими в пазах, или, реже, деревянными 68Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. Мурманск, 2005. С. 494. 69 МацакВ. А. Печенга... С. 495. 70Краткое историческое описание приходов... С. 220. 1 Косенков А. Ю. Региональные и локальные особенности конструкций безгвоздевых тесовых кро­ вель / / Народное зодчество. Петрозаводск, 2007. С. 508. 2 «Церковь бревенчатая, снаружи обшита тесом, с коническим куполом над алтарем и трапезою и небольшою колокольнею над входом... ». Цит. по: МацакВ.А. Печенга... С. 494. 73 Орфинский В. П. Часовни в традиционной культуре карел / / Народное зодчество. Петрозаводск, 2004. С. 89; Орфинский В. Пѵ Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севе­ ра. Петрозаводск, 2004. С. 165. 4 Белое М. И., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея. ... С. 17. 208

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz