Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз углы сруба делали «в лапу» - строительным приемом, широко распро страненным на Русском Севере с XVI в.63 Перед строительством церкви площадка холма не подвергалась значи тельному искусственному выравниваю. Крупные валуны, находившиеся на месте сруба и перед входом, были перемещены за восточный край здания. По северорусской домостроительной традиции XVI в., окладной венец сру баустанавливался без специального фундамента непосредственно на грунт. Валунные камни, подведенные под углы, и места перерубов выполняли как опорную, так и выравнивающую функции. Уровень пола для предохранения от холода и влаги делался достаточно высоко - на 2-3 венце.64В южной ча стицеркви, приходившейся на крутой склон холма, пол возвышался над зем лей более чем на метр. На фотографии видно, что северная часть здания установлена на деревянные столбы - «стулья». Вероятно, то же самое было исюжной стороны. Как деревянная церковь смогла сохраниться в удовлетворительном со стоянии около 400 лет? Несомненно, насыщенный солями морской воздух, ровный климат, соблюдение вековых строительных технологий и дощатая обшивка с XIX в. способствовали значительному увеличению долговечно сти здания.65 Также есть сведения об применении в России уже с XVII в. специальной консервирующей пропитки строительной древесины, что по зволяло сооружениям сохраниться до конца XX в.66 Но церковь не могла простоять такой длительный период хотя бы без минимального подновле ния - например, замены нижних венцов сруба и крыши. Подавляющее большинство дошедших до нас древних деревянных построек за свою исто рию подвергались многократным реконструкциям, которые обычно совме щались с ремонтными работами и отражали господствующие в разное вре мя архитектурно-строительные тенденции.67 Скорее всего, не избежала этого и древняя церковь свв. Бориса и Глеба на реке Паз. Определенно мы ы Рабинович М. Г. Русское жилище в XIII—XVII вв. / / Древнее жилище народов Восточной Европы. М., 1975. С. 179. 64 Белов М. М., Овсянников О. В., Старков В. Ф. Мангазея... С. 12; Ясински М. Э., Овсянников О. В. Пустозерск. Русский город в Арктике. СПб., 2003. С. 174. 05 Шаповалова А. Г., Вешняков А. В. Дощатая обшивка - фактор длительной сохранности объектов деревянного зодчества / / Народное зодчество. Петрозаводск, 1998. С. 273-279. 66Молодин В. И., Добжанский В. Н. Археологическое обследование Казымского острога / / Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978. С. 196. Орфинский В. П., Яскеляйнен А. Т. Хронологическая атрибуция сооружений деревянного культово го зодчества / / Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 147. 207
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz