Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
ШахновичМарк Михайлович анских погребений места древних «языческих» кладбищ.50По результатам раскопок можно отметить, что погребения «под спудом» в церкви отсут ствовали. Вопрос о местах келий и последнего упокоения первых на реке Паз монахов пока остается открытым. Ориентировка церкви. При исследовании «старой» церкви свв. Бориса и Глеба выяснилось, что ее продольная ось направлена на север, с неболь шим (на на 10°) отклонением к востоку. «Новая» церковь и «поздние» по гребения сохраняют такую же северную ориентировку. В данном случае на рушается христианская традиция ориентации церкви алтарем (апсидой) на восток. В раннем русском храмовом строительстве алтари ориентировались не на восток как таковой, а на восход солнца. Общеизвестно, что геогра фический восток и место восхода солнца не совпадают, поэтому большин ство древнерусских церквей очень приблизительно ориентированы апси дами к астрономическому востоку Отклонения продольной оси церквей от канонического направления достигают значительной величины, с коле баниями азимутов до 120-180°. В основном северорусские церкви имеют северо-восточную ориентировку, приходящуюся на азимуты весенне летних восходов солнца.51 Эта ситуация обычно объясняется совпадени ем направления с азимутом восхода солнца в день, когда происходила за кладка церкви, т. е. в день святого - покровителя храма.52Однако исследо ватели отмечают и другую тенденцию. Например, московские и вологод ские храмы имеют преобладающую северо-восточную и северную (на «летний восток») направленность длинной оси, а новгородские - на юго-восток, в сторону зимних восходов. Строго на восток были ориенти рованы только от 5 до 10 % церквей.53 Ориентация храма на реке Паз на северо-восток («летний восток») подтверждает его строительство в лет нее время. По нашему мнению, отход от «канонической» ориентировки церкви может объясняться тем, что реальный, видимый горизонт в этом месте реки Паз скрыт горным рельефом. Вероятна и утилитарная причина: строители выбрали наиболее комфортную ориентацию «холодного» здания с опти 50 Кучинский М. Г. Саами Кольского уезда... С. 17. 51 Раппопорт П. А. Ориентация древнерусских церквей / / КСИА. № 139. М., 1974. С. 47. 52 Там же. С. 43; Гаряев Р. М. К вопросу об ориентации русских церквей / / КСИА. Вып. 155. 1978. С. 40; Подошнов А. В. К вопросу об ориентации древнерусских церквей / / Церковная археология. Мате риалы Первой Всероссийской конференции. Ч. 1. СПб., 1995. С. 88-90. 53 Гаряев Р. М. К вопросу... С. 43. 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz