Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз сывается в типичную модель структуры древнерусских сельских поселе- ний Русского Севера.45 Вначале XVII в. в данном месте существовало небольшое монастырское поселение, по своему функциональному назначению близкое к поморским промысловым станам. Вероятнее всего, населялось оно не круглогодично, а в теплое время года. Рядом с церковью стояли две кельи монахов, погреб- «ледник» для хранения рыбы, «поварня» и, возможно, располагалось клад бище. В 18 м к юго-востоку и 15 м к востоку от церкви в склоне холма сохра нились два искусственных углубления (3x3,5 м), которые уверенно можно определить как существовавшие еще в начале XX в. погреба-ледники. Воз можно, что один из них и был упоминавшимся в переписи Алая Михалкова (1608-1611 гг.) «амбаром с погребом».46По общей традиции рядом с мо нашескими кельями обязательно устанавливался поклонный крест - неот ъемлемая часть жилого пространства Православной общины на Русском Севере.47При входе в церковь висела «стальная дугообразная полоса, слу жившая в давние времена билом» и выполнявшая в бедных приходах функ цию колокола. Крест и било упоминаются среди «трифоновских» релик вий, хранившихся в храме.48В ХІХ-ХХ вв. около церкви образовалось при ходское «саамское» кладбище, местонахождение которого мы предвари тельно локализуем на прибрежном участке к востоку от церкви. На фотографии 1908 г. шведского археолога Г. Халлстрема среди берез видны досщатые двускатные домики мертвых с семиконечными крестами.49 Захо ронения были и на повышении холма западнее церкви. Сейчас могильные холмики на поверхности никак визуально не наблюдаются. После построй ки в 1874 г. «нового» храма «старая» церковь свв. Бориса и Глеба, возмож но, воспринималась как кладбищенская. Можно предположить, что начало Православному некрополю положили братские погребения монахов. В кон тексте изложения интересна существовавшая в Русской Лапландии тради ция, когда Православный причт разрешал использовать саамам для христи 45 Макаров Н. А. Приходская церковь Русского Севера на фоне археологической карты / / Культура славян и Русь. М., 1998. С. 401. ^ Харузин Н. Русские лопари... С. 440. 4 Рыжова Е. А. Сюжетный мотив «Доставление креста на месте основания монастыря» в агиогра фической традиции Русского Севера / / От Средневековья к Новому времени. М., 2006. С. 37-66. 4SКраткое историческое описание приходов... С. 221. 49 «Около церкви среди довольно толстых и развесистых берез расположено лопарское кладбище». Цит. по: Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой... С. 490, рис. 203. 203
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz