Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.
Шахнович Марк Михайлович лось определить около 10 % коллекции остеологических остатков. Видовой состав очень ограничен. Основная масса костей относится к среднего и мелкого размера диким и домашним парнокопытным (северный олень, овца или коза). Одна большая кость от скелета крупного парнокопытного (пред положительно, лось). Кости рыб, морских зверей и человека не выделены.43Анатомический набор костных остатков позволяет предвари тельно говорить об использовании неполных туш животных на участке, примыкающем к церкви. На костях отсутствуют следы от вываривания и ку хонной обработки (порезы ножом, пиление, рубка и т. п.), ремесленная об работка и, что странно, погрызы собак. Но, в то же время, можно отметить, что они были специально раздроблены. Историческая реконструкцияПредлагаемый опыт исторической рекон струкции церкви свв. Бориса и Глеба опирается на письменные источники (в основном, записки путешественников), неоднократно опубликованные фотографии,44 одновременные строительные аналогии и логические по строения и, несомненно, во многом несет гипотетический характер. Ин формация о памятнике, полученная в результате раскопок, позволяет «сгла дить» их субъективность и более детально описать «древний» храм. Топография. Высокая мысовая площадка, на которой находилась церковь, во всех отношениях была очень удобна для сооружения храма: комфортное расстояние до порога, прикрытие рельефом от холодных северных ветров, наличие пресной воды, во время прилива возможность подхода небольших судов, а также близость к нерестилищу семги и во локовой тропе - началу одного из водных путей вглубь континентальной Лапландии. К тому же это было, по всей вероятности, самое «выигрыш ное» место в ландшафте долины. Холм, скорее всего, был обезлесен, и церковь живописно выделялась в общей панораме берега. Основной причиной в выборе места для постройки церкви было все же нахожде ние рядом летнего погоста саами-колтта Колттакенкяс, строения кото рого располагались в 100 м южнее. Сам факт строительства христиан ской церкви в черте саамского поселения свидетельствует о том, что местные жители не противились миссионерской деятельности. Возведе ние храма на краю береговой террасы, на границе «жилой зоны», впи 43 Определение д. 6. н. А. В. Зиновьева. 44 Первые фотографические публикации видов Русской Лапландии появились в 1894 г. См.: Вагино- ва Л. С. Роль культурных взаимодействий народов Мурманского края с соседними общностями в художе ственном развитии региона / / Вестник ТГПУ Вып. 4 (41). Мурманск, 2004. С. 106. 202
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz