Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.

Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз вания (48,5x0,6x0,8 см) и застывшие капли меди (1202 г), судя по фото ин­ терьера, по всей видимости, также относятся к паникадилу (рис. 5:2; 11). В предалтарной части (кв. 101/102) найдены остатки сильно оплавлен­ ного блюда большого диаметра из медного сплава (8 фр.). Оно имело окру­ глый край с наружным загибом и было сделано из листа металла толщиной 1 мм. Следует также упомянуть «якорную» цепочку из медного сплава с мелкими звеньями диаметром по 0,6 см, спекшуюся в один комок с расплав­ ленным стеклом, размерами 3,5x2,4x1,8 см и стандартное звено от медной цепи для нагрудного креста восьмерочной формы. Любопытен оплавленный фрагмент края колокола (11,8x7,5x1,4 см, вес 666 г). В современном состоянии он сплавился с инородным натеком метал­ ла белого цвета (олово?). Нижний пояс не орнаментирован. Вероятно, ко­ локол как реликвия хранился внутри церкви рядом с иконами. Ожидаемой была находка фрагмента серебряной цаты,36подтверждаю­ щая наличие в убранстве церкви окладов из драгоценных металлов. Фигур­ ная, с отогнутым бортиком, гравированным растительным орнаментом по всей лицевой стороне и с сохранившейся петлей с колечком на конце. Раз­ меры - 5,5x2,3x0,4 см (рис. 1:2) Близкие аналогии можно найти среди об­ разцов новгородских ювелирных изделий последней четверти XVII в.37 В культурном слое найдены бесформенные слитки меди от расплавив­ шейся церковной утвари общим весом 7005 г, а также небольшое количе­ ство фрагментов оловянистого сплава с примесью серебра и небольшим со­ держанием меди (74 г). Разная цветность капель расплавленных медных предметов говорит об их разных химических составах, т. е. изготовлении в разных мастерских или в различное время. Они оплавлены до неузнаваемо­ сти и не поддаются интерпретации, но можно утверждать, что на момент пожара в церкви находились только паникадило и светильник. Две одинаковые книжные застежки, скорее всего, от богослужебной книги в кожаном переплете найдены на удалении в 0,7 м друг от друга. Вы­ полнены из железа, размеры 7,3x2,1x1,7 см. В момент пожара книга была замкнута (рис. 7:4). '6Цата - нижняя подвеска из серебра на окладе иконы в форме перевернутого полумесяца (иногда с фигурно вырезанным краем), прикрепляемая обычно своими краями к нижним концам венца и прикры­ вающая в виде ожерелья грудь персонажа на иконах Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, Святи­ теля Николая Чудотворца. См.: Гольберг Т., Мишуков Ф., Платонова Н., Постникова-Лосева М. Русское золотое и серебряное дело ХѴ-ХХ веков. М., 1967. С. 116. 17Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл ХѴІ-ХѴІІ вв. М., 2008. С. 602-611. 197

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz