Шахнович, М. М. Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз: опыт историко-археологического исследования ; Археолого-антропологические исследования около Свято-Никольской церкви села Варзуга в 2011 году / М. М. Шахнович [и др.] // Север и история : четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша - село Варзуга, 11-14августа 2011 года : материалы международной историко-краеведческой конференции / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. – Мурманск ; Санкт-Петербург, 2012. – С. 181-215.

Древний храм святых Бориса и Глеба на реке Паз тельных подновлениях церкви в первой половине XX в. Также не исключена преднамеренность использования четырехгранных гвоздей даже в XX в., так как они держатся в соединении прочнее, чем круглые. В XVI в. уже существовало применение кузнецами-«гвоздочниками» в Московии специальных «гвоздилен» для отковывания головок, заклепок и гвоздей. В позднем Средневековье при производстве бытовых изделий не было строгих норм, работали обычно по «подобию», «образцу».28 Воз­ можно, среди массы кованых гвоздей из раскопа есть и экземпляры, исполь­ зовавшиеся при постройке церкви в ХѴТв. Гвозди стали относительно деше­ вым товаром только в начале XIX в. с появлением машин для изготовления гвоздей кованых и из проволоки. К концу XIX в. проволочные гвозди прак­ тически вытеснили из употребления кованые за счет своей более удобной формы (одинакового сечения по всей длине стержня). Например, в Карелии заводские гвозди получили распространение с последней четверти XIX в.29 В литературе костылями называют гвозди длиннее 15 см, но мы будем придерживаться классификации, предложенной Б. А. Колчиным: костыли - это гвозди, «у которых шляпкой является загнутый конец стержня».30 Г-образных в разрезе, с массивными стержнями костылей найдено очень не­ много (4 экз.) (рис. 3:1). Как отдельную, очень малочисленную группу строительно-крепежного инвентаря можно рассматривать скобы (7 экз.). Они сходны по форме, но имеют разные размеры, так как изготовлены вручную из тонких железных пластинок или в двух случаях проволоки (толщиной 0,2-0,4 см) с заострен­ ными концами для лучшего вхождения в древесину (рис. 3:3-7). Их анало­ гом можно считать судовые скобочки с расширенной округлой централь­ ной частью, которые использовались на баржах ХѴІІІ-ХІХ вв. для прижима планки с конопаткой между двумя досками обшивки. Есть и более крупные экземпляры кованых скоб (рис. 3:2), назначением которых, скорее всего, было не скрепление, а создание петли для подвешивания предметов.Топоры. В раскопе найдены два хорошей сохранности целых топора. Подчеркивая порубежное нахождение храма, они относятся к широко распространен­ ным в Северной Европе «русскому» и «финскому» типам (рис. 4:1, 5:3,). 28 Колчин Б. А. Обработка железа в Московском государстве в XVI в. / / МИА. № 12. Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. II. М.-Л., 1949. С. 206-207. 29 Орфинский В. П., Яскеляйнен А. Т. Хронологическая атрибуция сооружений деревянного культово­ го зодчества / / Народное зодчество. Петрозаводск, 1999. С. 154. 30 Колчин Б. А. Черная металлургия и металлообработка в древней Руси (домонгольский период) / / МИА. № 32. М., 1953. С. 124. 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz