Шахнович М. М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье // Самарский научный вестник. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 152–160.

Исторические науки Шахнович М.М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье Samara Journal of Science. 2022. Vol. 11, iss. 3 159 На имеющихся в нашем распоряжении материа- лах можно ограничить распространение традиции создания каменных кенотафов ареалом культуры русских и карел Поморья европейского Севера. Ве- роятно, исторически она была гораздо шире и при целенаправленном изучении сходные объекты будут выявлены по всему Русскому Северу. В российской историографии данная традиция рассматривается как архаичный пережиток дохри- стианских верований славянского населения, посте- пенно вошедшая в православный погребальный об- ряд. Однако объективные данные о датировании и культурной принадлежности валунных кенотафов Русской Лапландии отсутствуют. Сегодня мы можем предварительно отнести их к периоду позднего Средневековья – Нового времени и определить их частью культуры православного населения Восточ- ной Фенноскандии. Список литературы: 1. Колпаков Е.М., Шумкин В.Я., Мурашкин А.И. Коль- ская археологическая экспедиция // Археологические открытия. 2018. Т. 2016. С. 7–10. 2. Шахнович М.М., Кулькова М.А. Опыт археологи- ческого изучения валунных сложений Восточной Фен- носкандии: «Ковдорские платформы» // Тверской архео- логический сборник. Вып. 10, т. II / отв. ред. И.Н. Чер- ных. Тверь: ИПК Парето-Принт, 2015. С. 245–255. 3. Кирпичников А.Н., Назаренко В.А., Сакса А.И., Шумкин В.Я. Каменные выкладки Европейского Севера и их истолкование // Древности славян и финно-угров / отв. ред. А.Н. Кирпичников. СПб.: Наука, 1992. С. 64–74. 4. Хартанович В.И., Шахнович М.М. Материалы к изучению погребального обряда и краниологии населе- ния Северной Карелии (могильник Алозеро) // Радлов- ский сборник. Научные исследования и музейные про- екты МАЭ РАН в 2008 году / отв. ред. Ю.К. Чистов, М.А. Рубцова. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 104–109. 5. Шахнович М.М. Валунные насыпи на территории Карелии // Кижский вестник: сб. ст. Вып. 10 / отв. ред. И.В. Мельников. Петрозаводск: КарНЦ, 2005. С. 260–276. 6. Медведев П.П. Некрокультовые сооружения Бе- ломорского Поморья // Выговская поморская пустынь и её значение в истории России: сб. науч. ст. и мат-лов: докл. междунар. науч. конф. (13–17 сентября 1994 г. / отв. ред. и сост. А.М. Пашков. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 195–210. 7. Шахнович М.М., Кулькова М.А., Сонина А.В. К вопросу о валунных насыпях в Северном Приладожье: опыт комплексного исследования // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневеко- вья. Вып. 12 / отв. ред. А.Н. Хохлов. Тверь: ИПК Паре- то-Принт. 2019. С. 496–509. DOI: 10.25681/iaras.2019.978- 5-94375-279-7.496-509. 8. Конкка А.П. Карсикко. Деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петроза- водск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 286 с. 9. Седакова О.А. Материалы к описанию полесского погребального обряда // Полесский этнолингвистиче- ский сборник: мат-лы и исслед. / отв. ред. Н.И. Толстой. Л.: Наука, 1983. С. 246–262. 10. Толстая С.М. Полесские поверья о ходячих по- койниках // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. М.: Индрик, 2001. С. 151–205. 11. Бон Т.М. Ходячие покойники в жизни восточных славян: «Magia posthuma» в Древней Руси и вампиризм в дореволюционной России // Вестник Пермского уни- верситета. История. 2020. Вып. 4 (51). С. 64–77. DOI: 10.17072/2219-3111-2020-4-64-77. 12. Авдеев А.Г. Регулирование захоронений на нек- рополях Московской Руси: правила, нормы, обычаи, суеверия // Вестник университета Дмитрия Пожарского. 2020. № 4 (20). С. 7–70. 13. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русал- ки. М.: Индрик, 1995. 432 с. 14. Славянские древности. Этнолингвистический сло- варь / под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 4. М.: Междуна- родные отношения, 2009. 656 с. 15. Зеленин Д.К. Русская этнография. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 672 с. 16. Сорокин А.Н. Скудельницы древнего Новгорода (к вопросу об особенностях древнерусского погребаль- ного обряда в чрезвычайных ситуациях) // Историче- ские исследования. 2015. № 3. С. 236–262. 17. Соболев А.Н. Загробный мир по древнерусским представлениям: Литературно-исторический опыт ис- следования древнерусского народного миросозерцания. Сергиев Посад: Изд. М.С. Елова, 1913. 208 с. 18. Крашенинникова Ю.А. Похороны «по-репному» (о некоторых фактах похоронно-поминальной обрядно- сти северных русских // Антропологический форум. № 10 / отв. ред. А.К. Байбурин. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 299–310. 19. Травкин П.Н. Обряд «запирания» в Верхнем По- волжье по археологическим и этнографическим данным // Тверь, Тверская земля и сопредельные территории в эпоху Средневековья. Вып. 2 / отв. ред. А.Н. Хохлов. Тверь: ИПК Парето-Принт, 1997. С. 59–63. 20. Гайдучик В.Н. О чрезвычайных народных средст- вах «борьбы» с эпидемиями // Таинственная Беларусь III: мат-лы конф. (г. Минск, 22 января 2017 г.) / отв. ред. К.С. Хмелевич. Минск: Регистр, 2017. С. 55–75. 21. Шахнович М.М., Широбоков И.Г. Позднесредне- вековый могильник с. Варзуга: итоги работ 2011–2012 гг. // Новгород и Новгородская земля. История и археоло- гия: мат-лы науч. конф., посв. 80-летию со дня рожд. М.Х. Алешковского (Великий Новгород, 22–24 января 2013 года) / отв. ред.: В.Л. Янин, сост.: О.А. Тарабар- дина, С.Е. Торопов. Великий Новгород: НГОМЗ, 2013. С. 97–114. 22. Косменко М.Г. Принадлежность и функции ка- менных сооружений в Карельском Поморье // Поволж- ская археология. 2013. № 1 (3). С. 126–152. 23. Ануфриев Д.А. Записки очевидца Д.А. Ануфри- ева о возобновлении Трифоно-Печенгского монастыря за время с 1890 по 1916 год. Архангельск: Губернская типография, 1916. 136 с. 24. Конкка А.П. Кладбище в Гридине как выдаю- щийся объект сакральной географии Карельского По- морья // Археология русской смерти. 2016. № 3. С. 67–79. 25. Виноградова Л.Н. Метаморфозы души: от телес- ной субстанции к материальным формам // Оборотни и оборотничество: стратегии описания и интерпретации / отв. ред. Д.И. Антонов. М.: Дело, 2015. С. 33–38. 26. Рассел Д.Б. Сатана: восприятие зла в ранней хрис- тианской традиции. СПб.: Евразия, 2001. 320 с. 27. Гваньини А. Описание Московии / пер. с лат. Г.Г. Козловой. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Ши- чалина, 1997. 136 с. 28. Мороз А.Б. Молитвенные пещеры в Каргополье. История и нарративы // Каргополье с древнейших вре- мен: история и культура: мат-лы XVI всерос. науч.- практ. конф., 18–20 августа 2020 г. / отв. ред. Е.А. Бата- лова. Архангельск: КИРА, 2020. С. 137–148.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz