Шахнович М. М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье // Самарский научный вестник. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 152–160.
Шахнович М.М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье Исторические науки 158 Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 3 «Заливная смерть» По своим характеристикам православный обряд захоронения «заложных» отличается значительной вариабельностью. Во время наших археологических работ в Восточной Фенноскандии удалось просле- дить несколько различных способов захоронений от- дельных групп «нечистых мертвецов». Это некреще- ные новорожденные, хоронившиеся вдоль стен и в подклетях церквей и часовен, выкидыши последних сроков беременности, «дозревшие» в специальных местах (под печью, под камнем с «карнизом») и уложенные в специальных «пакетиках» из бересты в могилу при погребении матери [4; 21]. В данной ста- тье остановимся еще на одной группе «нечистых» – это люди, принявшие смерть в водной стихии. Утонувший или утопившийся человек однознач- но причислялся к «заложным» покойникам. «Нужная кончина» в воде воспринималась мирянами и свя- щеннослужителями среди внезапных, «наглых» смертей более «лояльно», как несчастный случай, но с оговоркой, если это не произошло «по озорству». На территории Карелии и Лапландии гибель «мок- рою бедою» для мужчин была обыденным явлением, особенно для жителей Поморья – морских зверопро- мышленников и рыбаков, часто тонущих при кораб- лекрушении или «относе морском» на льдине. Место, где произошла трагедия или куда приби- вало мертвое тело, считалось в православной тради- ции сакрально значимым. Там устанавливался па- мятный крест [17, с. 135–136] или строилась часовня, возникал новый характерный антротопоним по име- ни погибшего, если оно было известно, например «Андронова салма», или топоним, определяющий статус погибшего анонима («Солдатова губа» и т.п.). В отличие от утонувших на внутренних водоемах, «взятых морем» находили редко или далеко от места гибели, так как сильные морские течения могли уне- сти их за 150–200 км. В Беломорье труп преимуще- ственно захоранивали на берегу, где он был обнару- жен [22, с. 147; 23, с. 78]. В советский период «сво- их» хоронили на обособленном участке, на границе сельского кладбища [24, с. 68]. Кенотафы Создание валунных кенотафов – это часть ком- плекса правил православного погребального обряда, в ситуации, когда отсутствует тело для захоронения. Данная традиция связана с заботой о загробном су- ществовании душ умерших, на облегчении их по- смертной участи. В православии душа – своеобразный двойник че- ловека-христианина, бессмертная субстанция жизни, заключенная в теле («телесная»), навсегда покидаю- щая его в момент смерти и после этого ведущая не- зависимое существование («свободная»). Душа «не- чистого» умершего, не получившая пристанища, остается между мирами. Особенно опасным счита- лось, если она задержится и вернется в мертвое тело. После посмертных скитаний «неприкаянной» души в течение первых сорока дней после смерти, она должна обрести «вечный дом», иначе не попадет «на тот свет» [17, с. 135–136]. Могила, даже симво- личная, служит «укрытием» для души, которая мо- жет оставлять его, но вынуждена возвращаться об- ратно. Создание «пристанища» для посмертного пре- бывания «души непохороненных костей» должно полностью или отчасти купировать ее негативное воздействие на «мир живых» [25]. Кенотаф может с разной степенью полноты вос- производить традиционное захоронение (с отсут- ствием останков) или только визуально символизи- ровать погребальное сооружение, имитируя набор узнаваемых наземных черт реальных могил. В пер- вом случае точное определение функционального назначения погребения более дискуссионно, т.к. «пустые» захоронения могли образоваться в процес- се преднамеренного удаления останков в ходе дей- ствий ритуального или вынужденного характера, что практиковалось на «временных» семейных кладби- щах в Приграничной Карелии, или при не сохране- нии останков в неблагоприятной среде грунта. «Территория мертвых» отделялась искусствен- ными (ограда, ров) и природными физическими гра- ницами от мира живых. Открытая вода и камни – это невидимые и непроходимые для нечистой силы ру- бежи [26, с. 176]. Возможно, поэтому для создания кенотафов выбраны камни, а не обычный грунт. Частичное или полное сооружение и оформление могильных конструкций с использованием камней (плиты, валуны, булыжник) – распространенная, разновременная традиция. Камень не только удобен для строительства и долговечен, но в погребальном ритуале ему отводилось особое смысловое назначе- ние, чаще всего – «запирание» покойника. В Средне- вековье и Новом времени встречаются разные спосо- бы «запечатывания мертвого» с помощью камней. Наиболее распространенные – это укладка камня на тело (грудь, руку или ногу), обкладка (полная или частичная) камнями земляного могильного холмика по периметру и по всей поверхности [27, с. 63]. В рассмотренных в работе валунных объектах, создан- ных из камней и на каменистых участках, реализо- вывалась, вероятно, именно особая «защитная», «за- мыкающая» функция камней. В контексте темы приведем, по нашему мнению, интересные этнографические наблюдения. Напри- мер, в центральных областях России и в Карелии именно камень использовался во время похорон, как место для обитания души в сорокадневный период после смерти [15, с. 495]. А в Каргополье в XIX веке «скрытников», членов одного из радикальных старо- обрядческих толков, погребали тайно под каменны- ми кучами в лесу: «…хоронили своих покойников в камеленках в лесу, то есть заваливали тела камнями, причем старались делать это ночью, чтоб никто не видел» [28, с. 140]. Возможно, в последнем случае прослеживается продолжение раннехристианской тра- диции уничижительного отношения к своему гре- ховному телу после смерти [29]. Выводы Тема создания кенотафов как разновидности пра- вославной погребальной практики, связанной с умер- шими «до срока», недостаточно освещена в отече- ственной историографии. Предложенная интерпре- тация исследованных валунных сложений в Восточ- ной Фенноскандии – это предварительная, рабочая гипотеза, которая должна активизировать научную дискуссию. Полное понимание смысла назначения этих объектов нам, скорее всего, недоступно, но ра- бота по их обследованию в приполярных регионах должна продолжаться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz