Шахнович М. М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье // Самарский научный вестник. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 152–160.

Исторические науки Шахнович М.М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье Samara Journal of Science. 2022. Vol. 11, iss. 3 155 ции. Западная «стенка» ниже «верхней», восточной на 0,14–0,15 м. В центре в два ряда уложены плашмя плоские и мелкие камни. Нижние из них уходят в естественный слой почвы на 0,05–0,07 м. Размеры внутреннего пространства – 1,5–1,6 × 0,98–1,2 м. На камнях следы обработки отсутствуют (рис. 5). После удаления в центре конструкции камней и верхнего слоя почвы на глубину 0,2 м, прослежена следующая стратиграфия: погребенный под камнями дерн – 0,01 м; темно-серый подзол – 0,03–0,04 м; темно-желтый песок – 0,13 м; желтый песок, что идентично стратиграфической колонке за пределами кладки. Раскопки позволили восстановить конструктив- ные особенности кладки и процесс ее строительства. Она делалась в бесснежный период несколькими людьми. Сначала создавались стенки конструкции – два ряда камней на высоту до 0,5 м. Затем централь- ная часть заполнялась каменной «засыпкой». Следы углубления в почву и остатки деревянных конструк- ций отсутствуют. На участке раскопанной кладки М.А. Кульковой проведены геохимические исследования. Образцы отбирались из верхнего слоя почвы внутри и снару- жи каменного сложения. Химический состав отло- жений определялся методом рентгено-спектрального флуоресцентного анализа. Полученные данные про- анализированы методами математической статисти- ки. Факторный анализ позволил обнаружить группу элементов-индикаторов антропогенной деятельности на памятнике, что дало возможность выявить соот- ношение между компонентами, связанными с чело- веческой активностью и остальными элементами. Сравнение концентраций набора геохимических индикаторов антропогенной деятельности (фосфор, кальций, рубидий, стронций, калий) в образцах внут- ри сложения со значениями содержаний в фоновых образцах показывает, что они практически одинако- вы. Это свидетельствует о том, что под камнями от- сутствовало погребение и сооружение не имело хо- зяйственного назначения. Обсуждение Перечень памятников в Восточной Фенноскан- дии, подобных вышеописанным, можно расширить. Например, включить в него группу каменных сложе- ний на реке Ура около п. Килпъявр (Кольский р-н Мурманской обл.). Семь каменных кладок (1 × 1,7 × 0,6–1,2 м) располагаются двумя рядами по линии запад – восток, на удалении 3–14 м друг от друга и, вероятно, представляют единый комплекс. Они в плане квадратной, треугольной, трапециевид- ной формы, сделаны из крупных валунов с укладкой более мелкого камней в центре конструкций. Одно сооружение увенчано вертикально установленным камнем. При их осмотре находки не найдены. Па- мятник предположительно определен как погребаль- ный или культовый [3, с. 64]. Раскопки подобного сооружения в бассейне р. Дроздовка на восточном побережье Кольского п-ова в 1985 г. не дали допол- нительной информации. Также в 2020 г. на северном берегу реки Западная Майка (Печенгский р-н Мурманской обл.), в 2,5 км от моря, открыта группа из 25 каменных сложений, идентичных «верхним» выкладкам около г. Ковдор. В 2019 году огромный комплекс из двухсот кладок предварительно обследовался М.М. Шахновичем около озера Боярское в Лоухском р-не Республики Карелия (рис. 6, 7). При раскопках в 2007 году мо- гильника XVII–XVIII вв. д. Алозеро (Калевальский р-н Республики Карелия), на его территории были отмечены три небольшие каменные кучи, топогра- фически не соотносившиеся с конкретными могила- ми [4, с. 104–108]. Тема «валунных сложений неясного назначения» на Северо-Западе России периодично поднимается среди российских специалистов. При отсутствии находок их обычно интерпретируют как разновре- менные намогильные, жертвенные, обрядово-маги- ческие и культовые объекты [3, с. 70–73; 5, с. 272– 274]. Изучение валунных сложений находится на начальном этапе. Археологи, как правило, занима- ются только первичной полевой фиксацией объек- тов. Вместе с тем и проведение раскопок не всегда позволяет четко определить назначение каменных куч. На основе собственного опыта работы с рас- смотренными объектами в Карелии и на Кольском п- ве можно утверждать, что они не предназначались для хозяйственных задач. Ряд общих признаков поз- воляет отнести данные сооружения к группе памят- ников, связанных с православной погребальной тра- дицией. Это широтная ориентированность каменных сложений (Каклолакши, Кильдин), общее располо- жение «за водой», на периферии «освященной зем- ли» кладбищ (Каклолакши), визуальное сходство с намогильными земляными холмиками или деревян- ными «домиками мертвых» [6]. Предположительно, это кенотафы – место упокоения души при отсут- ствии тела. По материалам трех представленных в публика- ции памятников можно предварительно наметить типологическое разделение валунных кенотафов по внешним морфологическим признакам на три услов- ные группы: «могильные холмики», «платформы» и «блоки». Каждая из этих групп имеет свои конструк- тивные особенности и создавалась по конкретному плану. Разновидовые конструкции на памятниках ча- сто располагаются вместе, как, например, было на озерах Окунёвое и Боярское. При этом формы, кото- рые можно было бы определить как переходные, ги- бридные, отсутствуют. Объективно наши знания о валунных сложениях незначительны. Раскопки сооружения озера Окунё- вое не выявили углубления в грунте под камнями, имитирующего могильную яму. Но встречается и противоположная ситуация, как, например, было прослежено на комплексе Ниэмеленхови I в Север- ном Приладожье [7]. Также нельзя установить, до- полняли ли каменные сооружения конструкции из дерева (перекрытия, столбы, «домики мертвых», ограда и т.п.), проводились ли какие-то ритуальные действия, маркировался ли специальными знаками- символами на деревьях-карсикко участок их место- нахождения [8]. Мы не имеем находок, которые поз- волили бы ответить на вопросы их датирования и культурной принадлежности. По нашему мнению, чтобы понять назначение данных сооружений из камней, необходимо обра- титься к теме «нечистых покойников» в православ- ном погребальном обряде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz