Шахнович М. М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье // Самарский научный вестник. - 2022. - Т. 11, № 3. - С. 152–160.

Шахнович М.М. Валунные кенотафы Восточной Фенноскандии: к вопросу об одной разновидности православного погребального обряда в позднем Средневековье Исторические науки 152 Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 3 УДК 94(47) + 902.3"953"(470.21) DOI 10.55355/snv2022113202 Статья поступила в редакцию / Received: 14.07.2022 Статья принята к опубликованию / Accepted: 29.08.2022 ВАЛУННЫЕ КЕНОТАФЫ ВОСТОЧНОЙ ФЕННОСКАНДИИ: К ВОПРОСУ ОБ ОДНОЙ РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА В ПОЗДНЕМ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ © 2022 Шахнович М.М. Кольский научный центр РАН (г. Апатиты, Мурманская область, Российская Федерация) Аннотация . Статья посвящена малоизученной погребальной практике православных общин Беломорья и Русской Лапландии при ситуации отсутствия тела. Основой для исследования стали результаты работ автора в последние два десятилетия. На острове Кильдин в Баренцевом море, на озере Среднее Куйто в Северной Карелии и на маленьком лесном озере около города Ковдор зафиксированы три оригинальных, сходных па- мятника – группы «каменных сложений неизвестного назначения». Неординарность и дискуссионность этих объектов требует планомерного их изучения, введения в научный оборот и интерпретации. На основе опыта работы с такими объектами в Карелии и на Кольском полуострове можно утверждать, что они не предназна- чались для хозяйственных целей. Ряд общих признаков позволяет отнести данные сооружения к группе па- мятников, связанных с православной погребальной традицией. Это ориентированность каменных сложений запад – восток, общее расположение «за водой», на периферии кладбищ, визуальное сходство с намогильны- ми земляными холмиками или деревянными «домиками мертвых». Предположительно они были наземными кенотафами для утонувших – «домиком» для души при отсутствии тела. Распространение традиции их со- здания можно ограничить ареалом культуры русских и карел Поморья европейского Севера. Предварительно они датируются периодом позднего Средневековья – Нового времени и рассматриваются как часть право- славной культуры населения Восточной Фенноскандии. Понимание идеи этих объектов невозможно без ин- формации по этнографии славянских и финно-угорских этносов – о разделении покойников на умерших «своей» или «не-своей» смертью. Ключевые слова : Русская Лапландия; Западное Беломорье; православный погребальный обряд; валунные кенотафы; «нечистые» покойники; позднее Средневековье. BOULDER CENOTAPHS OF EASTERN FENNOSCANDIA: THE QUESTION OF ONE KIND OF THE ORTHODOX FUNERAL RITE IN THE LATE MIDDLE AGES © 2022 Shakhnovich M.M. Kola Science Centre of the Russian Academy of Sciences (Apatity, Murmansk Region, Russian Federation) Abstract . The paper is devoted to the little-studied funeral practice of the Orthodox communities of the White Sea region and Russian Lapland in the absence of a body. The research was based on the results of the author’s work in the last two decades. On the island of Kildin in the Barents Sea, on Lake Sredne Kuito in North Karelia and on a small forest lake near the town of Kovdor three original, similar monuments – groups of «stone structures of un- known purpose» have been recorded. The originality and controversiality of these objects requires their systematic study, introduction into scientific circulation and interpretation. Archaeologists, as a rule, carry out only a primary fixation of objects, but excavations do not always allow to determine clearly the purpose of stone piles. Based on the experience of working with such facilities in Karelia and on the Kola Peninsula, it can be argued that they were not intended for economic purposes. A number of common features make it possible to attribute these structures to a group of monuments associated with the Orthodox funeral tradition. This is the orientation of the stone constructions west – east, the general location «beyond the water», on the periphery of cemeteries, visual similarity with grave mounds of earth or wooden «houses of the dead». Presumably they were ground cenotaphs for the drowned – a «house» for the soul in the absence of a body. The spread of the tradition of their creation can be limited to the area of culture of the Russians and Karelians of the Pomerania of the European North. They are tentatively dated to the period of the Late Middle Ages – Modern Times and are considered as part of the Orthodox culture of the population of Eastern Fen- noscandia. Understanding the idea of these objects is impossible without information on the ethnography of Slavic and Finno-Ugric ethnic groups – about the division of the dead into those who died a «natural» or «unnatural» death. Keywords : Russian Lapland; West White Sea region; Orthodox funeral rite; boulder cenotaphs; «unclean» dead; the late Middle Ages. «…Да наглая смерть не похитит мя неготоваго…» Введение Территория нашего исследования – это Восточ- ная Фенноскандия, включающая Западное Беломо- рье, Северную Карелию и Русскую Лапландию, зона исторического проживания карелов, поморов и са- ами. При существенной разнице в менталитетах, спо- собах хозяйствования и жизненных укладах данные этносы объединяет многовековая принадлежность к православию. Погребальный обряд как отражение основопола- гающих мировоззренческих положений формирует наше представление о духовной жизни народа. Дан-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz