Шахнович, М. М. Археологические работы в Трифонов Печенгском монастыре в 2011 году // Под сенью Трифона. - 2012. - № 4. - С. 56-60.

Полученные результаты вносят положительную корректировку в наши «пессимистические» представления о сохранности культурных отложений на этом участке. Выявленную в шурфе кон­ струкцию предварительно можно интерпретировать как фрагмент двухкамерного дома - цельнорубленного «пятистенка» на невысоком подклете. Учиты­ вая незначительность вскрытой площади, преждевременно точ­ но атрибутировать сгоревшее деревянное здание. В пользу осторожного предположения о том, что это остатки стены церк­ ви, говорит отсутствие бытовых находок, ориентация здания по длинной оси восток-запад и, вероятно, намеренное «подза- хоронение» братской могилы. Наверно, неслучайна и находка клада серебряных монет пе­ риода царствования Ивана IV, обнаруженного при строитель­ стве фундамента храма в 1905 г. Это была монастырская казна, традиционно укрывавшаяся в тайниках в церкви. К сожалению, вопрос с «крип- тией» остался до конца не про­ яснён. Несомненно, «братская» могила жертв набега суще­ ствовала: «Плоти рассечённыя, згоревшия части, собраху и по- гребоша честно». Скорее всего, это было общее безгробовое захоронение, осуществлённое на «освященной земле» около церкви. Но на небольшом иссле­ дованном участке ямы (площа­ дью около 3 м2), примыкающем к сгоревшей стене, костные останки не обнаружены. Не нашли их и при проведении земляных работ при создании фундамента сначала часовни, а потом церкви в 1890 и 1905 гг. По православной традиции собранные на кладбище раз­ розненные человеческие кости обязательно укладывались (ча­ сто в анатомическом порядке) в специальные «костницы» или аккуратно подзахоранивались к новым погребениям. Отметим также практику неглубоких (максимально до 0,7-0,8 м) хри­ стианских захоронений на Рус­ ском Севере вплоть до XIX в. Мы склоняемся к предпо­ ложению, что яма сделана с учётом рядом расположенных остатков стены, т.е. вероятно, с очень небольшим временным промежутком после пожара. Заключение Открытие остатков знаме­ нитой православной обители Мурмана трудно переоценить. Но даже при ощутимом успехе на данном этапе изучения наши построения пока очень уязвимы для критики и дискуссионны. Более точная локализация исто­ рической части п. Печенга воз­ можна только при продолжении археологических работ. Основной задачей после­ дующего археологического изучения является выделение сохранившихся участков куль­ турного слоя XVI-XVIII вв. Даже при большой степени его нарушенности информацион­ ный потенциал древней усадь­ бы Печенгского монастыря очень высок. При проведении широкомасштабных раскопок полученные коллекции могут стать эталонными для анализа материальной культуры пе­ риода позднего Средневековья - Нового времени Кольского полуострова. В будущем, кроме удовлет­ ворения конкретного научного интереса, нужно стремить­ ся, чтобы культурный слой позднесредневекового центра Печенгского монастыря не по­ полнил список невосполнимых утрат исторических памятников Мурманской области. Проведе­ ние охранных исследований не просто приоритетное направле­ ние, оно служит делу физиче­ ского сохранения памятника. Археологизированные следы древнего монастырского цен­ тра -одновременно и объект историко-культурного наследия и христианская святыня. Воз­ никает вопрос о последующей мемориализации этого места и «цивилизованного» включения его в паломнические и туристи­ ческие маршруты Мурманской области. Возможны различные варианты - установка поклон­ ного креста, памятного знака, часовни, различные виды ре­ конструкций, экспонирование руинированных остатков с соз­ данием специальных вымосток и т.п. Трифонов Печенгский мо­ настырь может стать уникаль­ ным православным памятником Заполярья и прекрасным на­ учным источником по истории освоения Русской Лапландии. Выражаю искреннюю при­ знательность всем, без чьей поддержки и понимания откры­ тие новых страниц церковной археологии Русской Лапландии было невозможно: архиепископу Мурманскому иМончегорскому Симону, игумену Даниилу (То- поеву), монахам и трудникам Трифонов Печенгского мона­ стыря, о. Сергию Поливцеву и работникам Мурманского Па­ ломнического центра, игумену Митрофану (Баданину), о. Сер­ гию Шерфетдинову, игумену Силуану (Николаеву), мэру п. Печенга Э. Затоне, В.А. Мацак и многим другим небезразличным жителям Мурманской области. 60 Под сенью Трифона | №4 2012

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz