Шахнович, М. М. Археологические работы в Трифонов Печенгском монастыре в 2011 году // Под сенью Трифона. - 2012. - № 4. - С. 56-60.
Полученные результаты вносят положительную корректировку в наши «пессимистические» представления о сохранности культурных отложений на этом участке. Выявленную в шурфе кон струкцию предварительно можно интерпретировать как фрагмент двухкамерного дома - цельнорубленного «пятистенка» на невысоком подклете. Учиты вая незначительность вскрытой площади, преждевременно точ но атрибутировать сгоревшее деревянное здание. В пользу осторожного предположения о том, что это остатки стены церк ви, говорит отсутствие бытовых находок, ориентация здания по длинной оси восток-запад и, вероятно, намеренное «подза- хоронение» братской могилы. Наверно, неслучайна и находка клада серебряных монет пе риода царствования Ивана IV, обнаруженного при строитель стве фундамента храма в 1905 г. Это была монастырская казна, традиционно укрывавшаяся в тайниках в церкви. К сожалению, вопрос с «крип- тией» остался до конца не про яснён. Несомненно, «братская» могила жертв набега суще ствовала: «Плоти рассечённыя, згоревшия части, собраху и по- гребоша честно». Скорее всего, это было общее безгробовое захоронение, осуществлённое на «освященной земле» около церкви. Но на небольшом иссле дованном участке ямы (площа дью около 3 м2), примыкающем к сгоревшей стене, костные останки не обнаружены. Не нашли их и при проведении земляных работ при создании фундамента сначала часовни, а потом церкви в 1890 и 1905 гг. По православной традиции собранные на кладбище раз розненные человеческие кости обязательно укладывались (ча сто в анатомическом порядке) в специальные «костницы» или аккуратно подзахоранивались к новым погребениям. Отметим также практику неглубоких (максимально до 0,7-0,8 м) хри стианских захоронений на Рус ском Севере вплоть до XIX в. Мы склоняемся к предпо ложению, что яма сделана с учётом рядом расположенных остатков стены, т.е. вероятно, с очень небольшим временным промежутком после пожара. Заключение Открытие остатков знаме нитой православной обители Мурмана трудно переоценить. Но даже при ощутимом успехе на данном этапе изучения наши построения пока очень уязвимы для критики и дискуссионны. Более точная локализация исто рической части п. Печенга воз можна только при продолжении археологических работ. Основной задачей после дующего археологического изучения является выделение сохранившихся участков куль турного слоя XVI-XVIII вв. Даже при большой степени его нарушенности информацион ный потенциал древней усадь бы Печенгского монастыря очень высок. При проведении широкомасштабных раскопок полученные коллекции могут стать эталонными для анализа материальной культуры пе риода позднего Средневековья - Нового времени Кольского полуострова. В будущем, кроме удовлет ворения конкретного научного интереса, нужно стремить ся, чтобы культурный слой позднесредневекового центра Печенгского монастыря не по полнил список невосполнимых утрат исторических памятников Мурманской области. Проведе ние охранных исследований не просто приоритетное направле ние, оно служит делу физиче ского сохранения памятника. Археологизированные следы древнего монастырского цен тра -одновременно и объект историко-культурного наследия и христианская святыня. Воз никает вопрос о последующей мемориализации этого места и «цивилизованного» включения его в паломнические и туристи ческие маршруты Мурманской области. Возможны различные варианты - установка поклон ного креста, памятного знака, часовни, различные виды ре конструкций, экспонирование руинированных остатков с соз данием специальных вымосток и т.п. Трифонов Печенгский мо настырь может стать уникаль ным православным памятником Заполярья и прекрасным на учным источником по истории освоения Русской Лапландии. Выражаю искреннюю при знательность всем, без чьей поддержки и понимания откры тие новых страниц церковной археологии Русской Лапландии было невозможно: архиепископу Мурманскому иМончегорскому Симону, игумену Даниилу (То- поеву), монахам и трудникам Трифонов Печенгского мона стыря, о. Сергию Поливцеву и работникам Мурманского Па ломнического центра, игумену Митрофану (Баданину), о. Сер гию Шерфетдинову, игумену Силуану (Николаеву), мэру п. Печенга Э. Затоне, В.А. Мацак и многим другим небезразличным жителям Мурманской области. 60 Под сенью Трифона | №4 2012
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz