Шахнович, М. М. Новые исследования в Варзуге // Под сенью Трифона. - 2012. - № 3. - С. 58-59 : фот

На уровне полуметра стали хорошо «читаться» контуры могильных ям. В границы шурфа полностью вошли четыре погребения и два — частично. Все погребения ориентированы параллельно существующей стене церкви — по линии северо-восток — юго-запад. Конструкцию гробовищ из-за плохой со­ хранности дерева в песчаной почве установить не удалось. Отметим отсутствие желез­ ных гвоздей в заполнении могил. Возможно, что их ис­ пользование было запрещено. Например, подобная традиция зафиксирована у северных карел, которые скрепление досок гробовин производили с помощью пазов или берестя­ ными полосками через специ­ альные отверстия. За исключением несохра- нившейся медной заколки в причёске одной женщины, выявленной по следам медных окислов на органике, метал­ лические украшения (серьги, кольца и т.п.), детали одежды, обуви и погребальных одея­ ний (пряжки, пуговицы и т.п.), сопутствующие керамические изделия («елейницы», чаши), монеты и бытовые предметы в погребениях не выявлены. Скромные находки представ­ лены только фрагментами кожаной обуви — специаль­ ных похоронных тапочек без подошвы. Кресты-тельники не уда­ лось проследить даже в со­ стоянии отпечатка окисла, что очень типично для североевро­ пейской части России. Обычай помещения крестов в могилы был характерным только для раннего этапа христианизации Руси, а с началом существо­ вания регулярной церковной организации он исчезает и появляется снова в XVII в. и окончательно закрепляется только в XVIII в. Примечательно то, что все раскопанные полностью погре­ бения принадлежат женщинам. Возможно, ещё в XVIII в. в Варзуге сохранялась древняя православная традиция раз­ деления мест захоронений на прицерковном кладбище по полу погребённых, и с север­ ной стороны храма хоронили женщин. Небольшой сенсацией было определение одной из погре­ бенных «как имеющей ярко выраженный лапоноидный комплекс признаков», т.е. яв­ лявшейся чистокровной саа­ ми. Археологическим исследо­ ванием погребальной культуры поморского населения Терского берега никто ранее специально не занимался. Но мы видим по результатам работ 2011 г., что похоронная традиция варзужан с незначительными отклонени­ ями в рамках культурной спец­ ифики этногруппы поморов северного побережья Белого моря соответствовала общему православному канону. Кроме шурфа с северной стороны Никольской церкви был расчищен и небольшой участок под престолом в её алтаре. В верхней части грунта находился строительный му­ сор, кованые гвозди, фрагменты кухонной керамики и оконной слюды, многочисленные кости животных, птиц и позвонки рыб. Среди индивидуальных находок отметим две монеты, отчеканенные в 1735 г. — по­ лушка и деньга, кусок кресаль- ного кремня, фрагмент декора в виде двухрядной спирали и железную копоушку. Были об­ наружены остатки установлен­ ного вертикально, обгоревшего бревна толщиной 20 см. Ножки престола (деревянные бруски шириной по 12 см) были по­ ставлены на не обработанные плоские камни. Остановимся только на одной из важных находок — железной копоушке. Этот предмет туале­ та известен с VIII по XVIII в. Использовался как по своему прямому назначению, так и в качестве одного из украшений- подвесок в нагрудном женском наборе. Они обязательно имели петлю для крепления в верхней части и узкую лопаточку — в нижней. Варзужский экземпляр несколько деформирован, один из концов утрачен, сильно кор­ розирован. По нашему мнению он очень похож на копоушки, бытовавшие в Приладожье в XI—XIII вв. Крайне значимым пред ­ ставляется продолжение работ на памятнике с целью увели­ чения столь научно ценных материалов, вносящих новую оригинальную информацию по истории православной культу­ ры русского населения Бело- морья. Под сенью Трифона | №3 2012 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz