Шахнович, М. М. Новые исследования в Варзуге // Под сенью Трифона. - 2012. - № 3. - С. 58-59 : фот
На уровне полуметра стали хорошо «читаться» контуры могильных ям. В границы шурфа полностью вошли четыре погребения и два — частично. Все погребения ориентированы параллельно существующей стене церкви — по линии северо-восток — юго-запад. Конструкцию гробовищ из-за плохой со хранности дерева в песчаной почве установить не удалось. Отметим отсутствие желез ных гвоздей в заполнении могил. Возможно, что их ис пользование было запрещено. Например, подобная традиция зафиксирована у северных карел, которые скрепление досок гробовин производили с помощью пазов или берестя ными полосками через специ альные отверстия. За исключением несохра- нившейся медной заколки в причёске одной женщины, выявленной по следам медных окислов на органике, метал лические украшения (серьги, кольца и т.п.), детали одежды, обуви и погребальных одея ний (пряжки, пуговицы и т.п.), сопутствующие керамические изделия («елейницы», чаши), монеты и бытовые предметы в погребениях не выявлены. Скромные находки представ лены только фрагментами кожаной обуви — специаль ных похоронных тапочек без подошвы. Кресты-тельники не уда лось проследить даже в со стоянии отпечатка окисла, что очень типично для североевро пейской части России. Обычай помещения крестов в могилы был характерным только для раннего этапа христианизации Руси, а с началом существо вания регулярной церковной организации он исчезает и появляется снова в XVII в. и окончательно закрепляется только в XVIII в. Примечательно то, что все раскопанные полностью погре бения принадлежат женщинам. Возможно, ещё в XVIII в. в Варзуге сохранялась древняя православная традиция раз деления мест захоронений на прицерковном кладбище по полу погребённых, и с север ной стороны храма хоронили женщин. Небольшой сенсацией было определение одной из погре бенных «как имеющей ярко выраженный лапоноидный комплекс признаков», т.е. яв лявшейся чистокровной саа ми. Археологическим исследо ванием погребальной культуры поморского населения Терского берега никто ранее специально не занимался. Но мы видим по результатам работ 2011 г., что похоронная традиция варзужан с незначительными отклонени ями в рамках культурной спец ифики этногруппы поморов северного побережья Белого моря соответствовала общему православному канону. Кроме шурфа с северной стороны Никольской церкви был расчищен и небольшой участок под престолом в её алтаре. В верхней части грунта находился строительный му сор, кованые гвозди, фрагменты кухонной керамики и оконной слюды, многочисленные кости животных, птиц и позвонки рыб. Среди индивидуальных находок отметим две монеты, отчеканенные в 1735 г. — по лушка и деньга, кусок кресаль- ного кремня, фрагмент декора в виде двухрядной спирали и железную копоушку. Были об наружены остатки установлен ного вертикально, обгоревшего бревна толщиной 20 см. Ножки престола (деревянные бруски шириной по 12 см) были по ставлены на не обработанные плоские камни. Остановимся только на одной из важных находок — железной копоушке. Этот предмет туале та известен с VIII по XVIII в. Использовался как по своему прямому назначению, так и в качестве одного из украшений- подвесок в нагрудном женском наборе. Они обязательно имели петлю для крепления в верхней части и узкую лопаточку — в нижней. Варзужский экземпляр несколько деформирован, один из концов утрачен, сильно кор розирован. По нашему мнению он очень похож на копоушки, бытовавшие в Приладожье в XI—XIII вв. Крайне значимым пред ставляется продолжение работ на памятнике с целью увели чения столь научно ценных материалов, вносящих новую оригинальную информацию по истории православной культу ры русского населения Бело- морья. Под сенью Трифона | №3 2012 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz