Шахнович, М. М. Новые исследования в Варзуге // Под сенью Трифона. - 2012. - № 3. - С. 58-59 : фот
(КСосШ сктйц^еВеА.-аопю/гтяиосВргекяеннос^пь Новые исследования в Варзуге Шахнович Марк Михайлович — кандидат исторических наук, археолог, зав.сектором археологии Национального музея Республики Карелия, г.Петрозаводск. Терский берег Белого моря в период Средневековья — терри тория активных контактов раз личных культурно-этнических образований европейского Се вера. Но на исторической и археологической картах Рос сийской Лапландии он во мно гом остаётся «белым пятном». Наши представления об этапах его освоения («колонизации») основываются преимуществен но на скудных письменных сообщениях и на очень не значительном наборе археоло гических артефактов из этого района, которые также не могут внести ясность в многочислен ные существующие вопросы. Археологи очень эпизодич но проявляли интерес к поис ку древностей в с. Варзуга. В основном, начиная с 20-х гг. ХХ в. активные изыскания осу ществлялись ими в устье реки, около с. Кузомень, где было найдено большое число разнов ременных памятников. Первые археологические работы на усадьбе Варзуги были прове дены только в 1969 г. Кольской экспедицией Ленинградского отделения Института археоло гии АН СССР под руководством Н.Н. Гуриной. В 2009—2010 гг. археологи ческие изыскания продолжены экспедицией Национального музея Республики Карелия. На левом берегу р. Варзуга было открыто и исследовалось сред невековое городище-убежище 58 Под сенью Трифона | №3 2012 XV в. Одной из целей этих работ на усадьбе с. Варзуга стал поиск новых материалов по проблематике колонизации Восточной Лапландии в период позднего Средневековья. Воз никновение и последующая история поселения на р. Варзуга рассматриваются как один из эпизодов этой очень малоис следованной темы. Поэтому продолжение деятельности археологов в этом направле нии по-прежнему очень акту ально. Самая древняя церковь с. В арзуга — это храм во имя Святителя Николая Чу дотворца на левом, первона чально обжитом берегу реки. По письменным источникам он был построен Соловецким монастырём и впервые освя щён в марте 1491 г. Последняя его перестройка после пожара датируется 1705 г. Возможно, и ранее конца XV в. в Варзуге была церковь, т.к. в Первой новгородской летописи при описании событий 1419 г. со общается о «въ Арзуге погост Корельскый». Термин погост подразумевал населённый пункт с церковью, выполняв ший функции церковного и фискального центра. В середине XVI в. в Вар зуге стояли уже пять церквей. На левом берегу реки кроме Свято-Никольской ещё храм во имя апостолов Петра и Павла, а на правом — церкви Успения (кончины) Пречистой Божьей матери, «патриаршая» во славу святого покровителя Афанасия Великого и «соловецкая» во имя свв. Зосимы и Савватия. Приходское кладбище на левом берегу занимало боль шую территорию в центре села между двумя церквя ми. Верхние надмогильные сооружения (кресты, плиты) были уничтожены в советское время. Во второй половине XIX в. церковный комплекс Петропавловского прихода с. Варзуга дополняли колокольня с семью колоколами, построй ки 1882 г., и деревянная ограда (1845 г.). В 2011 г. впервые в регионе Северного Беломорья объектом исследования стали культур ные слои XVII—XIX вв. в исто рическом центре села Варзуга. Проведение раскопок 2011 г. было вызвано подготовкой про екта реставрации Никольской церкви. Ранее археологические работы здесь не проводились. В ходе раскопок были получены материалы для антропологи ческих исследований и взяты образцы для радиоуглеродного датирования. Это позволило, кроме прояснения ряда вопро сов по малоизученному этно генезу терских поморов, также получить археологические и этнографические сведения по погребальной обрядности на селения данной территории в XVII—XIX вв.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz