Шахнович, М. М. Церковная археология в Заполярье // Под сенью Трифона. - 2011. - № 1 (янв.). - С. 41-42 : фот.

новые изыскания в двух старин­ ных населенных пунктах Мур­ манской области. В селе Варзуга Терского рай­ она с помощью местной право­ славной общины и администра­ ции сельского поселения было возобновлено обследование ко- рельского городища начала XV века, открытого в 2009 году. Оно находится на естественной возвышенности на левом бере­ гу реки к северу от села и име­ ет характерное название «Пря­ мое Городище». Выбор места для устройства городища-убежища определялся доминирующей над береговой поймой высотой пло­ щадки, естественной значитель­ ной крутизной берегового скло­ на и хорошим обзором. Этот уча­ сток побережья реки ранее не попадал в поле зрения археоло­ гов. Раскопки позволили восста­ новить картину гибели крепо- стицы во время набега «мурман» в 1419 году и более точно рекон­ струировать характер деревян­ ных укреплений этого крестьян­ ского «острожца». Напольная сторона варзужско- го городища была укреплена зем­ ляным валом и неглубоким рвом перед ним. Высокие крутые скло­ ны с трех сторон служили есте­ ственным дополнением искус­ ственным укреплениям и были обнесены тыном из вертикаль­ но поставленных бревен. Резуль­ таты раскопок 2010 г. позволя­ ют считать, что «стена дровяна» на насыпи вала была однорядной, состоящей из плах, горизонталь­ но прикрепленных с двух сторон через определенные промежутки к коротким поперечным столбам- стоякам. Общая высота дерево­ земляного укрепления с наруж­ ной стороны была минимально около 3 м. Незначительный объ­ ем земляных фортификационных работ, простые по конструкции и временным затратам деревянные укрепления делали строитель­ ство городища по силам неболь­ шому коллективу за непродолжи­ тельный срок. Пока неясно, было ли восста­ новлено городище после пожа­ ра начала XV века. Скорее всего, строительная история Прямого Городища в Варзуге закончилась после нападения «мурман». Се­ лище и близлежащее городище были частями единого поселе­ ния. Археологические работы в селе Варзуга дают важную ин­ формацию для изучения малоиз­ вестного периода средневековой истории региона — этапа «ко- рельского» освоения Кольского полуострова. Городище — пока самый северный пункт ареала известных средневековых «нов­ городских» укреплений XV века на Русском Севере. По инициативе наместника Трифонов Печенгского мужского монастыря игумена Даниила (То- поева) в поселке Борисоглебский Печенгского района было обсле­ довано место легендарной церкви Святых Бориса и Глеба, по пре­ данию, построенной в 1565 году просветителем кольских саамов преподобным Трифоном Печенг- ским. Она сгорела во время Вто­ рой мировой войны, предполо­ жительно в 1944 году. Раскопки позволили нам точно установить ее местонахождение и получить комплекс находок, связанных со всеми этапами существования этой старейшей православной святыни Русской Лапландии. Характер памятника, несомнен­ но, наложил отпечаток на их со­ став. Так, полностью отсутствует керамика — самый массовый бы­ товой материал. В основном были найдены части строения (дверные оковки, гвозди, оконная слюда) и расплавившиеся медные предме­ ты, связанные с убранством. По­ лученный материал позволяет утверждать, что накануне пожа­ ра церковь стояла без икон, вну­ три нее находились только пани­ кадило и светильник. Особенной удачей раскопок стали найденные редкие предметы, которые мож­ но отнести к «дотрифоновскому» языческому периоду истории паз- рецких саам-колтта. В ходе археологических работ появилось много вопросов, ко­ торые еще ждут своего разреше­ ния. Например, почему была на­ рушена христианская традиция ориентации церкви алтарем на восток и обе церкви — «старая» и «новая», а также поздние про­ слеженные погребения на берегу р. Паз ориентированы на север; где находятся места келий мона­ хов Трифонов-Печенгского мона­ стыря XVI века и братское клад­ бище. Вероятно, для строительства церкви преподобный Трифон из­ брал самое «выигрышное» место в ландшафте на той стороне реки, где находился и летний погост. Сам факт строительства хри­ стианской церкви практически в черте саамского поселения сви­ детельствует о непротивлении местных жителей миссионер­ ской деятельности. Преподоб­ ный Трифон не был первым «мо­ сковитом», поселившимся в этих местах, он стал первым извест­ ным нам православным пропо­ ведником в арктическом погра- ничье. Строгий пограничный контроль даже для наместника 42 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz