Шахнович, М. М. Церковная археология в Заполярье // Под сенью Трифона. - 2011. - № 1 (янв.). - С. 41-42 : фот.
новые изыскания в двух старин ных населенных пунктах Мур манской области. В селе Варзуга Терского рай она с помощью местной право славной общины и администра ции сельского поселения было возобновлено обследование ко- рельского городища начала XV века, открытого в 2009 году. Оно находится на естественной возвышенности на левом бере гу реки к северу от села и име ет характерное название «Пря мое Городище». Выбор места для устройства городища-убежища определялся доминирующей над береговой поймой высотой пло щадки, естественной значитель ной крутизной берегового скло на и хорошим обзором. Этот уча сток побережья реки ранее не попадал в поле зрения археоло гов. Раскопки позволили восста новить картину гибели крепо- стицы во время набега «мурман» в 1419 году и более точно рекон струировать характер деревян ных укреплений этого крестьян ского «острожца». Напольная сторона варзужско- го городища была укреплена зем ляным валом и неглубоким рвом перед ним. Высокие крутые скло ны с трех сторон служили есте ственным дополнением искус ственным укреплениям и были обнесены тыном из вертикаль но поставленных бревен. Резуль таты раскопок 2010 г. позволя ют считать, что «стена дровяна» на насыпи вала была однорядной, состоящей из плах, горизонталь но прикрепленных с двух сторон через определенные промежутки к коротким поперечным столбам- стоякам. Общая высота дерево земляного укрепления с наруж ной стороны была минимально около 3 м. Незначительный объ ем земляных фортификационных работ, простые по конструкции и временным затратам деревянные укрепления делали строитель ство городища по силам неболь шому коллективу за непродолжи тельный срок. Пока неясно, было ли восста новлено городище после пожа ра начала XV века. Скорее всего, строительная история Прямого Городища в Варзуге закончилась после нападения «мурман». Се лище и близлежащее городище были частями единого поселе ния. Археологические работы в селе Варзуга дают важную ин формацию для изучения малоиз вестного периода средневековой истории региона — этапа «ко- рельского» освоения Кольского полуострова. Городище — пока самый северный пункт ареала известных средневековых «нов городских» укреплений XV века на Русском Севере. По инициативе наместника Трифонов Печенгского мужского монастыря игумена Даниила (То- поева) в поселке Борисоглебский Печенгского района было обсле довано место легендарной церкви Святых Бориса и Глеба, по пре данию, построенной в 1565 году просветителем кольских саамов преподобным Трифоном Печенг- ским. Она сгорела во время Вто рой мировой войны, предполо жительно в 1944 году. Раскопки позволили нам точно установить ее местонахождение и получить комплекс находок, связанных со всеми этапами существования этой старейшей православной святыни Русской Лапландии. Характер памятника, несомнен но, наложил отпечаток на их со став. Так, полностью отсутствует керамика — самый массовый бы товой материал. В основном были найдены части строения (дверные оковки, гвозди, оконная слюда) и расплавившиеся медные предме ты, связанные с убранством. По лученный материал позволяет утверждать, что накануне пожа ра церковь стояла без икон, вну три нее находились только пани кадило и светильник. Особенной удачей раскопок стали найденные редкие предметы, которые мож но отнести к «дотрифоновскому» языческому периоду истории паз- рецких саам-колтта. В ходе археологических работ появилось много вопросов, ко торые еще ждут своего разреше ния. Например, почему была на рушена христианская традиция ориентации церкви алтарем на восток и обе церкви — «старая» и «новая», а также поздние про слеженные погребения на берегу р. Паз ориентированы на север; где находятся места келий мона хов Трифонов-Печенгского мона стыря XVI века и братское клад бище. Вероятно, для строительства церкви преподобный Трифон из брал самое «выигрышное» место в ландшафте на той стороне реки, где находился и летний погост. Сам факт строительства хри стианской церкви практически в черте саамского поселения сви детельствует о непротивлении местных жителей миссионер ской деятельности. Преподоб ный Трифон не был первым «мо сковитом», поселившимся в этих местах, он стал первым извест ным нам православным пропо ведником в арктическом погра- ничье. Строгий пограничный контроль даже для наместника 42 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz