Шахнович, М. М. Позднесредневековый православный могильник с. Варзуга : итоги работы 2011-2012 гг. / М. М. Шахнович, И. Г. Широбоков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ. - Мурманск, 2013. - С. 27-48.
Береста. В 2012 г. - пять и в 2011 г. - три гробовины полностью накрыва лись сверху большими пластами бересты шириной до 0,6 м и длиной до 0,7 м. По сле изъятия из слоя они сразу начинали скручиваться. Стволы деревьев, с которых снимался верхний берестяной слой, имели диаметр больше 0,2 м. Обряд перекрывания или заворачивания покойника или гробовины бере стой, лубом широко распространён в могильниках ХІ-ХѴІІІ вв. на территории Русского Севера. Считается, что это пережиток языческой финно-угорской тради ции в христианских захоронениях, но археологические данные это не подтвер ждают. Например, самые ранние случаи укладки бересты поверх колод известны в монастырских некрополях конца XII в. в Новгороде. Береста —внесоциальный ат рибут похоронного православного ритуала. В неё заворачивали трупики новорож дённых, останки представителей «социальных низов», тела церковных иерархов и князей в каменных саркофагах28. Несомненно, это древний сакральный обычай. В частности, по этнографическим данным, народы тундровой зоны (саамы, ханты, коми и др.) считали, что берестяная перегородка отделяет миры мертвых и жи вых29. Вряд ли в варзужском некрополе покрытие гроба берестой было каким-то статусным признаком. Скорее всего, это отражение личностного отношения по гребающих к умершему. Не маловажно, что из восьми погребений с берестой, че тыре - захоронения младенцев. В нашем случае нельзя также полностью исклю чить какую-то этническую составляющую данного элемента погребального обря да. Например, в православных могильниках Северной Карелии перекрытие гроба листами бересты - очень распространённый обычай30. Костяки. В период после совершения погребения и до момента его иссле дования археологами, на останки воздействует целый комплекс природных фак торов, приводящих к существенным изменениям первоначального облика захоро нения . Погребения дошли до нас в удовлетворительной сохранности. Тафономи- ческие процессы, в ходе которых останки умершего подвергаются естественной деструкции (разрушение мягких и костных тканей, смещение отдельных костей скелета грызунами, корнями деревьев и т.п.), здесь минимальны. Отметим, что погребения XVIII в. за пределами церкви сохранились хуже, чем более ранние (ХГѴ в.) под её полом. У погребенных существует стабильная ориентация головой на южный и юго-западный сектора горизонта. С определёнными небольшими отклонениями в пределах 5-10° она совпадает с линией длинной оси церкви и направлением на реку. Только одно «взрослое» погребение имеет существенное отличие в ориенти ровке - на запад, чему мы пока не можем дать объяснение. Сезонные отклонения бывают или к югу (летом), или к северу (зимой). Археологи часто отмечают самое разнообразное местоположение рук на теле погребенных в средневековых могильниках. В нашем случае, в не нарушен ных захоронениях «взрослых» 2012 г. руки единообразно согнуты в локте под уг лом 90° и не перекрещиваясь, лежат поперек туловища в области живота. Нет ни одного случая помещения кистей рук на груди или паху. Остаётся вопрос: на сколько фиксируемое положение рук соответствует первоначальной ситуации. Нам представляется, что они всё же укладывались перекрещено друг на друге и «распались» при перемещениях гроба. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz