Шахнович, М. М. Позднесредневековый православный могильник с. Варзуга : итоги работы 2011-2012 гг. / М. М. Шахнович, И. Г. Широбоков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ. - Мурманск, 2013. - С. 27-48.

европейского Севера: проблемы изучения и научной реконструкции. Соловки, 2006. С. 426—431. 20Лукьянченко Т.В. О некоторых особенностях погребального обряда ... С. 91-95. 21 Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская метрология. М., 1965. С. 194. 22 Воробьёва С.В. Крестьянские намогильные памятники Заонежья и Поморья // Заонежье. Заонежский сборник. Петрозаводск, 1992. С. 161-164. 23 Алымов В. Надмогильные памятники поморских рыбаков (из истории северо-поморской культуры) // Карело-Мурманский край. № 2. М., 1929. С. 21-22. 24 Остатки «домика мертвых», накрывавшего два разнополых погребения и с подзахоронением новорожденного под угол сруба, удалось археологически зафиксировать на православном кладбище в д. Алозеро в Северной Карелии (Калевальский р-н РК). См. Хартанович В.И., Шахнович М.М. Материалы к изучению погребального обряда и краниологии населения Северной Карелии (могильник Алозеро) // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 году. СПб., 2009. С. 104— 108. 25 «Из сосновых позволенных на строение лесов, которые в отрубе от кореня ниже двенадцати вершков, долблённых фобов отнють не делать, а делать хотя и сосновые токмо из досок, кои ниже указанной меры, сшивные а долблённые и выделанные гробы делать из елевых, берёзовых и ольховых лесов ...». См. «Инструкция Обер- Вальдмейстеру. О запрещении делать дубовых и сосновых гробов» 3 декабря 1723 г. // ПСЗРИ. Т. VII. № 4379. п. 20. 26 Конькова О.И. Мужчина и женщина в жизни и после смерти (археолого­ этнографические заметки о погребальном обряде финноязычного населения Северо-Запада России // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России. Сборник МАЭ. LVII. СПб., 1999. С. 30. 27 Макаров Н.А. Погребальный обряд населения Восточного Прионежья в ХІ-ХІІ вв. // Древности славян и финно-угров. СПб., 1992. С. 160; Шахнович М.М., Хартанович В.И. Православие в Северной Карелии по данным археологии и антропологии // Вестник Карельского краеведческого музея. Вып. 4. Петрозаводск, 2002. С. 101-114 28 Буров В.А. Итоги раскопок на территории Соловецкого монастыря // АО-2003. М., 2004. С. 22; Конецкий В.Я., Иванов А.Ю., Сивохин С.Г., Торопов С.Е. Новые данные о погребальных памятниках в долине р. Белой // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996. С. 37; Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси ХІ-ХѴІ вв. М., 2004. С. 69, 147-148; Папин И.В., Суворов А.В., Мокрушин M.JI . Исследования Центра «Древности Севера» в Вологодской области // АО- 2003. М., 2004. С. 62. 29 Харузин Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). М., 1890. С. 322- 323; Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск, 1992. С. 95. 30 Шахнович М.М., Хартанович В.И. Православие в Северной Карелии по данным археологии и антропологии ... С. 101-114; Хартанович В.И., Шахнович М.М. Материалы к изучению погребального обряда и краниологии населения Северной Карелии (могильник Алозеро) // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2008 году. СПб., 2009. С. 104-108. 31 Зайцева О.В. Погребения с нарушенной анатомической целостностью костяка: методика исследования и возможности интерпретации. Автореф. дис. ... канд. ист. наук / ТГУ. Томск, 2005. С. 14. 32 Определение Т.П. Амелиной. 33 Критский Ю.М. Промыслы и ремёсла северного крестьянства и Соловецкого монастыря ХѴ-ХХ вв. // Соловецкий сборник. Вып. 3. Архангельск, 2006. С. 232. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz