Шахнович, М. М. Позднесредневековый православный могильник с. Варзуга : итоги работы 2011-2012 гг. / М. М. Шахнович, И. Г. Широбоков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ. - Мурманск, 2013. - С. 27-48.

сельских общин т.н. «двоеверия»66. В силу специфики археологических источни­ ков мы не можем восстановить все ступени похоронной церемонии. Фиксируется только материальное выражение конечного результата манипуляций с телом по­ койного - погребальное сооружение, могила с останками и инвентарём. Предше­ ствующие и последующие погребальному процессу действия раскопками могут быть прослежены, в лучшем случае, минимально. На материалах изучения некро­ поля позднесредневекового населения с. Варзуга археологическими методами не зафиксировано ни одного признака, которые, обычно определяются как «языче­ ские пережитки» (сопутствующий инвентарь, остатки тризны, вотивные предметы и т.п.). Происхождение населения. Археологические и антропологические ис­ следования 2009-2012 гг. в с. Варзуга дали новую информацию для интерпрета­ ции «колонизационной» истории Терского берега Белого моря и общих вопросов освоения приполярной зоны Северной Европы в эпоху Средневековья. В истори­ ческой литературе этническая атрибуция первопоселенцев неоднозначна и часто отражает поверхностные или политизированные трактовки этого сложного вопро­ са. Широко распространённое в региональной историографии мнение о том, что первые «колонисты» Северного Беломорья - это «новгородцы» и «славяне» - на­ селение «русских» территорий Новгородской земли, не подтверждается нашими данными. Антропологический состав населения Варзуги в ХГѴ-ХѴІІІ вв. отлича­ ется своеобразием на фоне синхронных серий русских как северных, так и цен­ тральных областей России. Формирование оместного населения происходило на сложной основе и не может быть сведено к простой однокомпонентной схеме. Сейчас даже при незначительности имеющихся данных можно приблизи­ тельно очертить географический район, из которых исходили переселенческие потоки, ранее абстрактной, т.н. «новгородской колонизации» в Восточную Ла­ пландию. Краниологический материал, полученный в ходе археологических рас­ копок 2011-2012 гг., позволяет считать, что первые варзужане родственными свя­ зями были соединены с семьями Западного Приладожья - территорией расселения исторической корелы («пять родов корельских детей»). Археологических находок для аргументации этого предположения пока очень мало. Единственно, в 2011 г. найден деформированный предмет, который мы предварительно определили как копоушку - специфичный аксессуар женского туалета, бытовавший в Северном и Западном Приладожье в XI—XIII вв.67 Антропологическое «своеобразие» и, возможно, самобытность менталите­ та этнической группы поморов Терского и Карельского берегов Белого моря осно­ вывается на «симбиозе» совершенно разных этнических элементов Севера Х-ХѴ вв. Первоначально - это наиболее активная часть социума корельских об­ щин Западного Приладожья, а в позднем Средневековье к ним добавилось мощное ассимилятивное наслоение переселенцев из архангельских областей Русского Се­ вера и, возможно, восточных районов Карелии, морфологический тип средневеко­ вого населения территории которых испытал воздействие субстратных групп «до- славянского» населения североевропейского региона. Работа по выявлению средневековых древностей Терского берега находит­ ся в самом начале. Многие вопросы истории этногенеза русскоязычного населе­ ния Белого моря остаются дискуссионными, а пробелы в изучении средневековой 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz