Шахнович, М. М. Позднесредневековый православный могильник с. Варзуга : итоги работы 2011-2012 гг. / М. М. Шахнович, И. Г. Широбоков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ. - Мурманск, 2013. - С. 27-48.
Датирование. Один из важных вопросов, возникающих в процессе изуче ния памятника - его датирование, т.е. в какой временной период существовало кладбище на исследованном участке? Расположение могил под зданием храма 1705 г. вроде бы уверенно отмечает гипотетическую верхнюю хронологическую границу этого места некрополя второй половиной XVII века. Мы не можем полно стью исключить ситуацию того, что отсутствовала практика погребений под по лом «новой» церкви после её постройки в ХѴІІІ-ХІХ вв. Три плоские каменные плиты, лежащие на поверхности в разных частях раскопа 2012 г. и прикрывающие разрозненные костные останки, скорее всего, указывают места захоронений, по тревоженных при попытках «поздних» земляных работ. Основная трудность заключается в определении нижнего временного ру бежа могильника. Стена храма, с точной датой её гибели (1419 г.), является устой чивым репером для хронологического разделения прилегающих археологических комплексов. Очевидно, что младенцев хоронили вдоль стены существующей церкви, которая возведена поверх более ранних могил, вероятно, когда их назем ные признаки исчезли. Сложнее датировать удалённые, не соприкасающиеся со стеной захоронения. Погребения совершены в два яруса, т.е. длительность суще ствования этого участка кладбища больше, чем одно поколение. Естественно, что перекрытые или прорезанные могилы - самые древние. Попытки захоронений по верх более древних погребений начинаются с исчезновением внешних признаков могил. Как показывают этнографические наблюдения, в России за местом послед него упокоения «ухаживают» и «не забывают», когда в нём Похоронен родствен ник, которого здравствующие знали лично и поэтому продолжительность «при смотра» составляет не более 70 лет. Таким образом, исследованные в раскопе 2012 г. могилы могут относиться как к началу XV в., так и к более раннему време ни - XIV в. Погребальный обряд. Небольшой по площади исследованный участок прицерковного кладбища дал в наше распоряжение блок информации о право славной похоронной традиции ХГѴ-ХѴ в. в этом регионе. Какие-то специфичные и ранее неизвестные нормы погребального обряда на прицерковном кладбище православной общины с. Варзуга в позднем Средневековье пока не отмечены. Как и на других сельских христианских некрополях в культурно-этнических границах Русского Севера мы фиксируем традиционные черты: рядность и ярусность захо ронений, вариативная, но преимущественно небольшая глубина ям, подзахорани- вание в могилу к «взрослому» детей, перекрытие гробовины берестой, специаль ная похоронная обувь, захоронение новорождённых и младенцев у стены церкви, установка «в ногах» могильных столбиков. Таким образом, на протяжении XIV- XVIII вв., археологически прослеживаемый погребальный обряд жителей села, с очень небольшими «местными» особенностями, консервативно не менялся и на фоне исследованных позднесредневековых православных могильников Карелии и Архангельской области не отличался своеобразными признаками. Однако, важ ными маркерами можно считать наблюдения о существовании в ХГѴ в. практики «закладных младенцев», использовании бересты для накрывания гробовин и на личие «обуви мертвых». В многочисленных исследованиях по истории и этнографии Русского Се вера часто встречается постулат о широком распространении в жизни населения 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz