Шахнович, М. М. Позднесредневековый православный могильник с. Варзуга : итоги работы 2011-2012 гг. / М. М. Шахнович, И. Г. Широбоков // Некрополи Кольского Севера: изучение, сохранение, коммуникация : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, Центр гуманитар. проблем Баренц-региона КНЦ РАН, Центр по сохранению ист.-культур. наследия Мурм. обл., Центр истории и россиеведения МГГУ. - Мурманск, 2013. - С. 27-48.
тальная, цельнокроеная, мягкая обувь «ладьевидной формы» с закрытым носком, изготавливающаяся из одного трапециевидного куска кожи, с сужением к пятке. Толщина кожевенного листа 1 мм, местами 0,5 мм, но, возможно, он усыхал в песчаной почве. Использовалась кожа молодых особей крупного рогатого скота46. Верхний обрез аккуратный. По всему периметру «тапка», через равные промежут ки в 1,8-2 см сделаны ровные надрезы длиной 2 см. Скорее всего, если и был ре мешок, то он затягивался у щиколотки, а не фиксировался на голени ременной оборой. Носок заготовки складывался углом, но не скреплялся, как и задник, швом47. По мнению А.В. Курбатова варзужские «тапки» были прихвачены на «живую нитку». Явные следы износа визуально не фиксируются48. В быту поршни обычно одевались поверх шерстяных носок, но последние в погребениях отсутст вовали. Для изготовления «тапок» употреблялись вторичные детали кожаной обу ви, например, сапожное голенище (Рис. 3). Во влажных культурных слоях средневековых городов детали кожаной обуви и обрезки от её раскроя - находки более массовые, чем фрагменты керами ки. При раскопках городских некрополей Средней России встречается очень раз нообразная обувь: сапоги, башмаки, туфли, кожаные лапти и т.д. В археологиче ской литературе она подразделяется на две условные группы: «бытовая» и специ альная, «покойницкая». Последняя обычно присутствует только в захоронениях, как важный элемент похоронной обрядности и факт её нахождения в позднесред невековых погребениях Терского берега важен49. Для специальной «обуви мерт вых» отмечаются единые принципы раскроя и сборки: изготовление из одного куска тонкой кожи (1-1,5 мм), отсутствие следов износа, единый тип обуви «низ кой мягкой конструкции» без дополнительных деталей (поднаряд, каблук, стель ка) и крепления для фиксации на ноге, перемёточный шов тонкой нитью, часто проходящий по подошве50. «Покойницкая» обувь непригодна для повседневного ношения и имеет «архаичный» крой, характерный для раннесредневековых моде лей51. На рубеже ХІІІ-ХІѴ вв. происходит унификация православного погре бального ритуала, что рассматривается как показатель внедрения в «народное» сознание христианских норм. Но мнения археологов - специалистов по истории средневекового кожевенно-обувного ремесла о периоде бытования ритуальных «тапок» значительно разнятся. Одни считают, что они активно использовались при обряжении покойников в ХГѴ—XVII вв. и на территории Центральной России выходят из употребления после Смутного времени. В XVIII в. уже повсеместно стали преимущественно применять бытовые туфли52. Другие исследователи пола гают, что употребление в погребальной обрядности на Севере России специальной кожаной обуви - тапок, изготовленных из одного куска кожи и без подмёток, встречается не ранее 2 половины XVI в.53 «Тапки», в которой похоронены умершие варзужане, сходны с образцами из позднесредневековых некрополей Москвы54 и действительно имеют все при знаки специальной обрядовой обуви55, хотя морфологически - это имитация до машних поршней, но у которых преднамеренно удалён ремешок для крепления на ноге. По нашему мнению, не случайно единообразие «покойницких тапок», отсут ствие сшивания задника и носка, следов протёртостей на подошве и в прорезях для ремешка. Всё это указывает на то, что «тапки» не предназначались для ноше 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz