Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.

м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а углублении, ровное дно. Она прорезала угольный слой пожара и была незначи­ тельно заглублена (на 0,12 м) в материковый крупнозернистый светло-желтый песок без камней. Следы от деревянного сооружения, предназначенного для укладки тел умер­ ших, сохранились минимально: у верхнего погребенного вдоль стенок могиль­ ной ямы наблюдаются тонкие полоски древесного тлена темно-коричневого цвета (толщиной 0,7-1 см), предположительно от боковых располагавшихся вертикально досок (рис. 1: 4А). Около черепа верхнего костяка, в юго-западном углу «изголовной» части мо­ гилы, найдена единственная находка - лежавший горизонтально кованый гвоздь. Он хорошей сохранности, типично для «гробовых» гвоздей небольшой - длиной 5,6 см, с квадратной шляпкой. На нем сохранился кусочек древесины, что позво­ ляет утверждать, что некая деревянная конструкция в яме, хотя бы у верхнего тела, все же существовала. Это мог быть гроб или боковой короб из вертикально поставленных досок без дна и крышки, что нечасто, но встречается при раскоп­ ках православных кладбищ XVII-XVIII в. ( Шахнович , Хартанович, 2002; Сами- гулое. 2005). Захоронение без гроба, с завертыванием тела в рогожу или бересту было распространенной практикой при погребении монахов и малоимущих ми­ рян С Мусин , 1997. С. 86; Панова , 2004. С. 67-70)2. Если гроб существовал, то одного гвоздя недостаточно для жесткого соеди­ нения частей внутримогильной деревянной конструкции. Вероятно, при общем применении для скрепления досок системы пазов или обвязок (берестяных, ве­ ревочных, ременных) он был «добавочным штрихом». Вбивание в гроб одного гвоздя могло иметь смысловое значение как особое действие, т. н. «запирание» погребенного «острым железом», известное по этнографическим и археологи­ ческим данным на обширной территории расселения финно-угорских и славян­ ских народов (Травкин, 1997; Зеленин, 1999. С. 115). Отметим, что по матери­ алам раскопок православных могильников в Северной Карелии и на Терском берегу Белого моря гвозди в гробовину вколачивались в торцевые доски, всегда горизонтально и острием в сторону покойника ( Шахнович , Широбоков, 2013). Костяки лежали в анатомическом порядке, в вытянутом положении на спи­ не, головой на запад. Верхнее тело не нарушает нижнее, аккуратно располагаясь поверх него. Расчистка показала, что слой песка между ними минимален - 2 см. Гробовина верхнего костяка проявилась на уровне 0,86 м от современной днев­ ной поверхности. Череп нижнего проступил на глубине 0,96 м от нее. Положе­ ние рук погребенных, зафиксированное при расчистке, скорее всего, не измени­ лось в ходе процесса разложения тел и соответствует первоначальному: согнуты в локтях и положены друг на друга на животе, левая поверх правой (верхний) и в области тазовых костей, правая кисть на левой (нижний). Остатков, встреча­ емых в позднесредневековых некрополях Беломорья с песчаным грунтом, тра­ вяной «подстилки» под костяками, берестяного покрытия, кожаной обуви и дру­ гих погребальных элементов не обнаружено (рис. 1: 7). 2 «Завертывали тело в рогожу, завязывали его кругом веревками, как мешок, и кла­ ли на носилки, которые двое носильщиков на плечах относили к могиле» (, Пекарский , 1860. С. 336). 453

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz