Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.
м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а углублении, ровное дно. Она прорезала угольный слой пожара и была незначи тельно заглублена (на 0,12 м) в материковый крупнозернистый светло-желтый песок без камней. Следы от деревянного сооружения, предназначенного для укладки тел умер ших, сохранились минимально: у верхнего погребенного вдоль стенок могиль ной ямы наблюдаются тонкие полоски древесного тлена темно-коричневого цвета (толщиной 0,7-1 см), предположительно от боковых располагавшихся вертикально досок (рис. 1: 4А). Около черепа верхнего костяка, в юго-западном углу «изголовной» части мо гилы, найдена единственная находка - лежавший горизонтально кованый гвоздь. Он хорошей сохранности, типично для «гробовых» гвоздей небольшой - длиной 5,6 см, с квадратной шляпкой. На нем сохранился кусочек древесины, что позво ляет утверждать, что некая деревянная конструкция в яме, хотя бы у верхнего тела, все же существовала. Это мог быть гроб или боковой короб из вертикально поставленных досок без дна и крышки, что нечасто, но встречается при раскоп ках православных кладбищ XVII-XVIII в. ( Шахнович , Хартанович, 2002; Сами- гулое. 2005). Захоронение без гроба, с завертыванием тела в рогожу или бересту было распространенной практикой при погребении монахов и малоимущих ми рян С Мусин , 1997. С. 86; Панова , 2004. С. 67-70)2. Если гроб существовал, то одного гвоздя недостаточно для жесткого соеди нения частей внутримогильной деревянной конструкции. Вероятно, при общем применении для скрепления досок системы пазов или обвязок (берестяных, ве ревочных, ременных) он был «добавочным штрихом». Вбивание в гроб одного гвоздя могло иметь смысловое значение как особое действие, т. н. «запирание» погребенного «острым железом», известное по этнографическим и археологи ческим данным на обширной территории расселения финно-угорских и славян ских народов (Травкин, 1997; Зеленин, 1999. С. 115). Отметим, что по матери алам раскопок православных могильников в Северной Карелии и на Терском берегу Белого моря гвозди в гробовину вколачивались в торцевые доски, всегда горизонтально и острием в сторону покойника ( Шахнович , Широбоков, 2013). Костяки лежали в анатомическом порядке, в вытянутом положении на спи не, головой на запад. Верхнее тело не нарушает нижнее, аккуратно располагаясь поверх него. Расчистка показала, что слой песка между ними минимален - 2 см. Гробовина верхнего костяка проявилась на уровне 0,86 м от современной днев ной поверхности. Череп нижнего проступил на глубине 0,96 м от нее. Положе ние рук погребенных, зафиксированное при расчистке, скорее всего, не измени лось в ходе процесса разложения тел и соответствует первоначальному: согнуты в локтях и положены друг на друга на животе, левая поверх правой (верхний) и в области тазовых костей, правая кисть на левой (нижний). Остатков, встреча емых в позднесредневековых некрополях Беломорья с песчаным грунтом, тра вяной «подстилки» под костяками, берестяного покрытия, кожаной обуви и дру гих погребальных элементов не обнаружено (рис. 1: 7). 2 «Завертывали тело в рогожу, завязывали его кругом веревками, как мешок, и кла ли на носилки, которые двое носильщиков на плечах относили к могиле» (, Пекарский , 1860. С. 336). 453
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz