Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.

м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а Введение Погребальные памятники - это один из основных, интересных видов архео­ логических источников, методика изучения которых, по мере накопления опыта раскопок, постоянно развивается. Важной частью археологии погребений явля­ ется интерпретация полученного материала. Православный похоронный обряд, оставаясь консервативным по своим общим нормам, эволюционирует в широ­ ком историко-культурном контексте. Это создает значительную вариативность конструктивных элементов могильных комплексов, так же как и в нехристиан­ ских культурах, обусловленную стандартными факторами: этническими, соци­ альными, индивидуальными. В статье мы хотим остановиться на одной из форм позднесредневекового погребального обряда - захоронениях внутри монастыр­ ских церквей. Рождественский Кандалакшский монастырь - древнейшая обитель Русской Лапландии, основанная в первой трети XVI в. Он располагался на левом берегу реки Нива при впадении ее в Белое море. На противоположной стороне реки на­ ходилось древнее поморское поселение - центр сбора податей с лопарских пого­ стов. В XVI-XVII вв. монастырь активно развивался, имел обширное хозяйство и многочисленную братию. Уже на начальном этапе его истории на монастыр­ ской усадьбе были построены два храма: Рождества Пречистой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Они неоднократно горели во время нападений «каянских шведов» (1589 г.), «воровских шаек литовцев» (1613, 1615 гг.), ан­ глийской флотилии (1855 г.) или «от небрежения» (1693 г.). По секуляризаци- онной реформе Екатерины II в 1764 г. обедневший монастырь был упразднен и более не возрождался, а Пречистенская церковь стала относиться к приходу с. Кандалакша. Сейчас бывшая территория усадьбы монастыря занята помор­ ским кладбищем XIX-XX вв. и частными домами с огородами. От разобранной в 1942 г. церкви Рождества Богородицы сохранился только каменный фундамент постройки 1865 г. (рис. 1: 7, 2). В 2013 и 2015 гг. на месте алтаря церкви проведены раскопки общей площа­ дью 47 кв. м. Выявлен хорошо сохранившийся культурный слой XVII-XIX вв., состоящий преимущественно из наслоений пожаров, мощностью до 1,15 м и не­ которые объекты, бытовавшие в подклете церкви: каменная кладка под Царски­ ми вратами, валунное сложение под Престолом, остатки сгоревшего деревянно­ го пола и бревенчатой алтарной преграды, очаг ( Шахнович , 2023). В южной части алтарного пространства найдено погребение - два костя­ ка хорошей сохранности, лежащие друг на друге. Эта находка в алтаре церкви небольшого северного монастыря, вследствие ее неординарности для региона, стала важным событием, требующим более углубленного анализа и интерпре­ тации (рис. 1: 3). Общее описание Могила находилась под полом алтаря, в высоком подклете церкви. Созда­ ние нижнего этажа, приподнимающего основное помещение над землей, - рас­ пространенная практика при строительстве жилых домов и храмов на Русском 451

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz