Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.
м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а Введение Погребальные памятники - это один из основных, интересных видов архео логических источников, методика изучения которых, по мере накопления опыта раскопок, постоянно развивается. Важной частью археологии погребений явля ется интерпретация полученного материала. Православный похоронный обряд, оставаясь консервативным по своим общим нормам, эволюционирует в широ ком историко-культурном контексте. Это создает значительную вариативность конструктивных элементов могильных комплексов, так же как и в нехристиан ских культурах, обусловленную стандартными факторами: этническими, соци альными, индивидуальными. В статье мы хотим остановиться на одной из форм позднесредневекового погребального обряда - захоронениях внутри монастыр ских церквей. Рождественский Кандалакшский монастырь - древнейшая обитель Русской Лапландии, основанная в первой трети XVI в. Он располагался на левом берегу реки Нива при впадении ее в Белое море. На противоположной стороне реки на ходилось древнее поморское поселение - центр сбора податей с лопарских пого стов. В XVI-XVII вв. монастырь активно развивался, имел обширное хозяйство и многочисленную братию. Уже на начальном этапе его истории на монастыр ской усадьбе были построены два храма: Рождества Пречистой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Они неоднократно горели во время нападений «каянских шведов» (1589 г.), «воровских шаек литовцев» (1613, 1615 гг.), ан глийской флотилии (1855 г.) или «от небрежения» (1693 г.). По секуляризаци- онной реформе Екатерины II в 1764 г. обедневший монастырь был упразднен и более не возрождался, а Пречистенская церковь стала относиться к приходу с. Кандалакша. Сейчас бывшая территория усадьбы монастыря занята помор ским кладбищем XIX-XX вв. и частными домами с огородами. От разобранной в 1942 г. церкви Рождества Богородицы сохранился только каменный фундамент постройки 1865 г. (рис. 1: 7, 2). В 2013 и 2015 гг. на месте алтаря церкви проведены раскопки общей площа дью 47 кв. м. Выявлен хорошо сохранившийся культурный слой XVII-XIX вв., состоящий преимущественно из наслоений пожаров, мощностью до 1,15 м и не которые объекты, бытовавшие в подклете церкви: каменная кладка под Царски ми вратами, валунное сложение под Престолом, остатки сгоревшего деревянно го пола и бревенчатой алтарной преграды, очаг ( Шахнович , 2023). В южной части алтарного пространства найдено погребение - два костя ка хорошей сохранности, лежащие друг на друге. Эта находка в алтаре церкви небольшого северного монастыря, вследствие ее неординарности для региона, стала важным событием, требующим более углубленного анализа и интерпре тации (рис. 1: 3). Общее описание Могила находилась под полом алтаря, в высоком подклете церкви. Созда ние нижнего этажа, приподнимающего основное помещение над землей, - рас пространенная практика при строительстве жилых домов и храмов на Русском 451
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz