Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.
м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а гробовины с телом инока Порфирия к могиле прп. Диодора в Троицком Юрье- горском монастыре (Алексеев, 2014. С. 26-28), а в Русской Лапландии - под- захоронение к «честным останкам» соловецкого инока прп. Астерия (XVI в.) тел монахов прп. Авксения и прп. Тарасия (XVII в.) в часовне с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря (Краткое..., 1896. С. 258). Анонимность погребенных Отдельный вопрос, почему это, несомненно, значимое захоронение в ка кой-то момент истории монастыря было забыто? В сельских приходах Русского Севера издревле существовала традиция почитания местночтимых, но не кано низированных подвижников веры или умерших особой «Богом данной смер тью», например, пораженных молнией или безвестных утонувших (Шахнович, 2022. С. 158). Их могилы были важными местами в сакральном пространстве округи и над ними возводились небольшие часовни. Память об удаленных от деревень захоронениях, с угасанием традиции почитания, с течением вре мени исчезала, а места их утрачивались после пожаров. Нередки случаи, когда местонахождение на монастырских усадьбах могил даже известных старцев - основателей общерусских обителей, быстро забывалось и терялось, и уже через несколько десятилетий редко кто из братии мог точно указать место их упокое ния. Например, в Русской Лапландии информация о братской могиле 116 муче ников - жертв разгрома Печенгского монастыря в 1589 г. или места погребения прп. Трифона Печенгского до сих пор имеет исключительно легендарный харак тер (Шахнович, 2017). Возможно, это следствие монашеской традиции, бытовавшей на севере Рос сии: окончание земного пути инока, какой бы иерархический пост он не занимал при жизни, не обставлялось мемориальной и престижной атрибутикой. Не спо собствовала длительному продолжению традиции поклонения могилам мест ночтимых праведников и запретительная политика Синода в начале XVIII в. по отношению к «неосвидетельствованным мощам» (Кожевникова, 2021). Выводы Подведем итоги нашей работы по исследованию захоронения в алтаре церк ви Рождества Богородицы на Монастырском Наволоке в г. Кандалакша. Раскопки показали, что пространство под церковью не использовалось как продолжение окружающего его поморского кладбища. По нашему мнению, в южной части алтаря находились погребения насельников Кандалакшского мо настыря, которые имели максимально высокую степень значимости в монаше ской общине. Из них наиболее «статусным» следует считать нижнего похоро ненного. Данное захоронение «вписывается» в широкий контекст погребальных норм, практиковавшихся в монастырях Русского Севера в XVI-XVII вв. По контексту расположения костяков и форме могильных ям мы предполага ем, что захоронения совершены с пока не ясной продолжительности временным интервалом, что подтверждается и радиоуглеродными определениями по фраг ментам костей обоих погребенных. Приблизительное время смерти верхнего 461
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz