Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.

м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а гробовины с телом инока Порфирия к могиле прп. Диодора в Троицком Юрье- горском монастыре (Алексеев, 2014. С. 26-28), а в Русской Лапландии - под- захоронение к «честным останкам» соловецкого инока прп. Астерия (XVI в.) тел монахов прп. Авксения и прп. Тарасия (XVII в.) в часовне с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря (Краткое..., 1896. С. 258). Анонимность погребенных Отдельный вопрос, почему это, несомненно, значимое захоронение в ка­ кой-то момент истории монастыря было забыто? В сельских приходах Русского Севера издревле существовала традиция почитания местночтимых, но не кано­ низированных подвижников веры или умерших особой «Богом данной смер­ тью», например, пораженных молнией или безвестных утонувших (Шахнович, 2022. С. 158). Их могилы были важными местами в сакральном пространстве округи и над ними возводились небольшие часовни. Память об удаленных от деревень захоронениях, с угасанием традиции почитания, с течением вре­ мени исчезала, а места их утрачивались после пожаров. Нередки случаи, когда местонахождение на монастырских усадьбах могил даже известных старцев - основателей общерусских обителей, быстро забывалось и терялось, и уже через несколько десятилетий редко кто из братии мог точно указать место их упокое­ ния. Например, в Русской Лапландии информация о братской могиле 116 муче­ ников - жертв разгрома Печенгского монастыря в 1589 г. или места погребения прп. Трифона Печенгского до сих пор имеет исключительно легендарный харак­ тер (Шахнович, 2017). Возможно, это следствие монашеской традиции, бытовавшей на севере Рос­ сии: окончание земного пути инока, какой бы иерархический пост он не занимал при жизни, не обставлялось мемориальной и престижной атрибутикой. Не спо­ собствовала длительному продолжению традиции поклонения могилам мест­ ночтимых праведников и запретительная политика Синода в начале XVIII в. по отношению к «неосвидетельствованным мощам» (Кожевникова, 2021). Выводы Подведем итоги нашей работы по исследованию захоронения в алтаре церк­ ви Рождества Богородицы на Монастырском Наволоке в г. Кандалакша. Раскопки показали, что пространство под церковью не использовалось как продолжение окружающего его поморского кладбища. По нашему мнению, в южной части алтаря находились погребения насельников Кандалакшского мо­ настыря, которые имели максимально высокую степень значимости в монаше­ ской общине. Из них наиболее «статусным» следует считать нижнего похоро­ ненного. Данное захоронение «вписывается» в широкий контекст погребальных норм, практиковавшихся в монастырях Русского Севера в XVI-XVII вв. По контексту расположения костяков и форме могильных ям мы предполага­ ем, что захоронения совершены с пока не ясной продолжительности временным интервалом, что подтверждается и радиоуглеродными определениями по фраг­ ментам костей обоих погребенных. Приблизительное время смерти верхнего 461

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz