Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.
К С И А . Вып. 275. 2024 г. мог быть местночтимым подвижником. Гробницы святых, располагающиеся в подклетах храмов, известны на Русском Севере. Ближайшая к г. Кандалакша - это могила митрополита Филиппа в Преображенском соборе Соловецкого мона стыря ( Мельник , 2003. С. 535; Зарайченко, 2015). Совместное погребение Прослеженный способ захоронения не уникален: разновременная укладка умерших «стопкой» в одну могилу изредка встречается на сельских православ ных некрополях Русского Севера вплоть до современности. На Кольском п-ве археологически подобная ситуация пока зафиксирована один раз при раскопках позднесредневекого могильника села Варзуга: друг на друга были уложены три гроба с телами взрослых и поверх их - три колоды с младенцами. Для каждо го нового взрослого умершего могильная яма вскрывалась с небольшим сме щением по отношению к предыдущему котловану, что хорошо отмечалось при расчистке ( Широбоков , Шахновт, 2013). Причины создания многоуровневых могил на кладбищах могут быть раз личными: дефицит места, единовременность смерти, близкородственные связи, личное предсмертное завещание. В церкви на Монастырском Наволоке отсутствует проблема недостатка сво бодного для погребений места. В границах раскопанного участка, уже под мо лельным пространством, встречено еще только одно захоронение новорожден ного младенца. Ребенок с медным крестиком на груди лежал на спине, на куске бересты, на тонкой доске толщиной 1 см и был накрыт также листом бересты (Шахнович , 2023. С. 28). Способы предания земле монашествующих были вариативными, как и у ми рян {Мусин, 1997; Панова, 2004. С. 178). Кроме индивидуальных могил в не крополях крупных монастырей существовали братские захоронения, где гробы в общую яму укладывали в несколько рядов с минимальной промежуточной просыпкой землей5. Были и отдельные захоронения, характер которых опреде лялся распространенной практикой предсмертных завещаний иноков о месте и способе их погребения. Духовное распоряжение часто основывалось на мона шеской традиции «небрежительного» посмертного отношения к своим остан кам: «съ всякимъ безчестием погребите мя» (в болоте, перед входом в церковь ит. п.) или на желании быть похороненным с духовным наставником (Донской, 2015; Рыжова, 2019). Многократное использование саркофага с останками ос нователя обители известны, например, в Коневском Рождество-Богородичном монастыре на Ладожском озере, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря (Мо лин и др., 2002; Седов, 2018. С. 145). В качестве примера посмертного единения наставника и духовного ученика в Карелии, можно отметить подзахоронение 5 «И погребают их на монастыри и кладут в яме в ряд по три брата, гроб на гроб ставят, и со землею на ровень не закапывают, но точию погребение творят землею сыплют вмале, и во все лето от братии мертвых отнюд смрада никакова не бывает, и ни малы вони. <...> И егда та яма исполнится телесы мертвых, и тогда загребут ю вровень з землею...» (Цит. по: Буров , 2013. С. 321). 4 6 0
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz