Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.
м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а от «лесной» пищевой модели, а также лесных ресурсов (Добровольская и др., 2020). Вероятно, белковый компонент отмечает использование в пищу сельско хозяйственных животных и морскую ихтиофауну в качестве дополнительного источника белка. Отметим, что у индивидуума 1показатели для периода детства близки значениям из материалов Великого Новгорода и, соответственно, можно предположить, что он был выходцем с этой территории. Рассмотрим несколько важных признаков этого погребения, по нашему мне нию, позволяющих увеличить набор информации об анонимных захороненных. Местоположение погребения По нормам византийской Церкви, ставшим основой для канонического пра ва средневековой Руси, запрещалось хоронить внутри храмов: «Мёртвых по- гребати внутрь церкви освящённой не подобает. Возбранибося. По девятому правилу святаго епископа Китру» ( Павлов , 1897. С. 317). Исключением были только останки праведников и мучеников: «Ни один храм не строится иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарём» ( Голубинский , 1903. С. 32; Христианство..., 1995. С. 183). С течением времени это правило суще ственно «размывается» и по историческим документам и данным археологии с XI в. отмечается традиция погребать представителей феодальной знати в родо вых усыпальницах внутри соборных церквей и в «своих монастырях» ( Панова, 2004. С. 179). Наиболее почетные места для захоронений мирян локализовались в погребальном пространстве храмов в их западной и южной частях: в юго-за- падном углу, у южной стены, в притворе ( Макаров , 1980; Седов, 2003). Для статусных монашествующих порядок был другим. Согласно житиям святых отцов в XV-XVII вв., в монастырях Русского Севера и в северной части Центральной России существовало правило погребать основателей обителей и первых игуменов за внешней - «полуденной», южной стороной дьяконника, около юго-восточного угла «алтаря церковного» ( Шалнна, 2007; 2013. С. 20- 21). После обретения останков праведников или решения о переносе их внутрь здания церкви, раки для церковного почитания устанавливали в предалтарной зоне: перед солеёй, стеной иконостаса или перед входом в дьяконник. Мощи особо значимых для монашеской общины персон помещали в боковой части алтаря около южной стены церкви (дьяконнике или реже в жертвеннике), кото рый тем самым превращался в отдельный придел (Муснн, 1997. С. 87; Шалнна, 2008). До XVI в. пространство южной апсиды имело название «кутейник», ука зывающее, что это было место проведения заупокойных служб и принесения поминальных даров {Мусин, 2004. С. 145). Таким образом, совершение захоронений преподобных в южной стороне ал тарей православных храмов - это не частая, из разряда исключительных случа ев, но стабильная практика, отмечаемая с XI в. (Мельник, 2003. С. 537). Идентичную ситуацию - погребение в «престижном» месте алтарного про странства, в дьяконнике - мы наблюдаем и в нашем случае. В историческом и территориальном контекстах - это указывает, вероятнее всего, на принадлеж ность безызвестных погребенных к монашеской братии и на их высокий статус в монастыре. Не исключено, что один из них, скорее всего, нижний погребенный 459
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz