Шахнович М. М. Погребение в церкви Кандалакшского монастыря: к вопросу о топографии статусных захоронений в храмах русского Севера в позднем Средневековье / Шахнович М. М., Решетова И. К. // Краткие сообщения Института археологии. - 2024. - Вып. 275. - С. 450-467.

м. м. ш а х н о в и ч , И . К. Р е ш е т о в а от «лесной» пищевой модели, а также лесных ресурсов (Добровольская и др., 2020). Вероятно, белковый компонент отмечает использование в пищу сельско­ хозяйственных животных и морскую ихтиофауну в качестве дополнительного источника белка. Отметим, что у индивидуума 1показатели для периода детства близки значениям из материалов Великого Новгорода и, соответственно, можно предположить, что он был выходцем с этой территории. Рассмотрим несколько важных признаков этого погребения, по нашему мне­ нию, позволяющих увеличить набор информации об анонимных захороненных. Местоположение погребения По нормам византийской Церкви, ставшим основой для канонического пра­ ва средневековой Руси, запрещалось хоронить внутри храмов: «Мёртвых по- гребати внутрь церкви освящённой не подобает. Возбранибося. По девятому правилу святаго епископа Китру» ( Павлов , 1897. С. 317). Исключением были только останки праведников и мучеников: «Ни один храм не строится иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарём» ( Голубинский , 1903. С. 32; Христианство..., 1995. С. 183). С течением времени это правило суще­ ственно «размывается» и по историческим документам и данным археологии с XI в. отмечается традиция погребать представителей феодальной знати в родо­ вых усыпальницах внутри соборных церквей и в «своих монастырях» ( Панова, 2004. С. 179). Наиболее почетные места для захоронений мирян локализовались в погребальном пространстве храмов в их западной и южной частях: в юго-за- падном углу, у южной стены, в притворе ( Макаров , 1980; Седов, 2003). Для статусных монашествующих порядок был другим. Согласно житиям святых отцов в XV-XVII вв., в монастырях Русского Севера и в северной части Центральной России существовало правило погребать основателей обителей и первых игуменов за внешней - «полуденной», южной стороной дьяконника, около юго-восточного угла «алтаря церковного» ( Шалнна, 2007; 2013. С. 20- 21). После обретения останков праведников или решения о переносе их внутрь здания церкви, раки для церковного почитания устанавливали в предалтарной зоне: перед солеёй, стеной иконостаса или перед входом в дьяконник. Мощи особо значимых для монашеской общины персон помещали в боковой части алтаря около южной стены церкви (дьяконнике или реже в жертвеннике), кото­ рый тем самым превращался в отдельный придел (Муснн, 1997. С. 87; Шалнна, 2008). До XVI в. пространство южной апсиды имело название «кутейник», ука­ зывающее, что это было место проведения заупокойных служб и принесения поминальных даров {Мусин, 2004. С. 145). Таким образом, совершение захоронений преподобных в южной стороне ал­ тарей православных храмов - это не частая, из разряда исключительных случа­ ев, но стабильная практика, отмечаемая с XI в. (Мельник, 2003. С. 537). Идентичную ситуацию - погребение в «престижном» месте алтарного про­ странства, в дьяконнике - мы наблюдаем и в нашем случае. В историческом и территориальном контекстах - это указывает, вероятнее всего, на принадлеж­ ность безызвестных погребенных к монашеской братии и на их высокий статус в монастыре. Не исключено, что один из них, скорее всего, нижний погребенный 459

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz