Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.
М. М. Шахнович «чешуйки» времени Ивана IV и Михаила Федоровича, медный крестик, желез ный навесной замок XVIII в., слюдяные оконницы. Раскопки внесли некоторую ясность в понимание пространственной струк туры монастыря, позволили дополнить имеющиеся сведения по реконструкции его истории. Получены первые сведения о характере и состоянии культурного слоя XVI-XIX вв. в центральной части монастырского комплекса. Сяндебский Успенский монастырь основан во второй половине XVI в. на северном берегу небольшого озера Сяндебское прп. Афанасием Сяндемским. Первоначально были построены церковь во имя Святой Живоначальной Трои цы и восемь келий, где жили десять монахов, В 1582 г. владычный монастырь сожжен шведами, но уже в начале XVII в. восстановлены и братская община, и ее хозяйство (Старицын, 2010. С. 12). После пожара 1720 г. обитель отстроена заново. В 1764 г. монастырь закрыт, но в 1821 г. с помощью Валаамского мона стыря монашеская жизнь возобновилась. После революции 1917 г. пустынь за крыта, ее имущество передано животноводческому совхозу. В 2011 г. Успенская Сяндемская пустынь возрождена как женский монастырь. В 1992 г. археологами ИЯЛИ КНЦ РАН на северном берегу озера проведены краткие рекогносцировочные работы. На небольшом мысу, на месте развала би того кирпича (15 х 11 м) они зафиксировали остатки фундамента церкви из ва лунов с кирпичной кладкой, связанной раствором (высота 0,7 м, ширина 0,4 м), сделали зачистку алтарной стены с внешней стороны здания и план местности (Витенкова, Кочкуркина, 1992. С. 6). Муромский Свято-Успенский монастырь основан прп. Лазарем во вто рой половине XIV в. на восточном берегу Онежского озера, на мысу песчаного перешейка между Онего и Муромским озером. В XVI-XVII вв. это был замет ный вотчинный монастырь, владевший деревнями, пашнями и рыбными ловля ми в Обонежье3. В 1612/13 г. он разорен «немецкими и литовскими людскими ворами», но смог быстро восстановить свою общину и благосостояние. К сере дине 1780-х гг. мужская обитель пришла в упадок и обезлюдела, и в 1786 г. ее упразднили. Монастырские церкви Успения Богородицы, Богоявления, Рожде ства Иоанна Предтечи и Воскрешения Лазаря стали приходскими. Во второй половине XIX в., при активной помощи местных благотворителей мужская обитель возродилась. К началу ХХ в. был построен комплекс новых каменных строений: одноглавая церковь Успения с колокольней, храм Всех Святых с пя тью главами, кирпичный братский корпус с домовым храмом во имя святителя Николая Чудотворца, ограда, хозяйственные постройки. На братском кладбище сохранялась деревянная церковь Воскрешения Лазаря в возведенной над ней в 1887 г. часовне-«футляре». После запустения советского времени в 1991 г. на чалось воссоздание монастыря (Кожевникова, 2009. С. 86-87, 127-132). В 1993 г. Т. П. Дмитриевой проводились рекогносцировочные работы на тер ритории монастырской усадьбы. В ее восточной части были заложены шесть 3 «На Онеге озере на Муромском острову церковь Успенье пречистые, другая цер ковь Рожество Ивана Предтечи, да за манастырем третья церковь Лазорь святый на Гро- бищах, а в манастыри 3 священники да пол-40 старцов» (История Карелии..., 1993. С. 263). 371
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz