Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.

КСИА. Вып. 271. 2023 г. Научные работы в 1990-2000-х гг. в небольших монастырях Южной Каре­ лии были преимущественно рекогносцировочными, ориентированными на ло­ кализацию и картирование усадеб монастырей на местности, на определение расположения отдельных строений, выявление культурного слоя «монастыр­ ского времени», выяснение его основных характеристик: состава, мощности, стратиграфии, датировки и сохранности. Археологические работы в крупных монастырях, где сохранялись каменные строения, в основном имели сопроводи­ тельный характер при реставрационной деятельности на памятниках архитек­ туры. На фоне скудных или отсутствующих письменных данных, одной из важ­ нейших задач археологических изысканий было выяснение времени основания большинства монастырей региона, часто имеющих легендарный характер ( Дми­ триева , 1996). В этом контексте, как исключение, можно рассматривать ситуацию с Соло­ вецким монастырем, который имеет огромный, сохранившийся блок докумен­ тов по своей истории в центральных архивных собраниях и начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени является объектом активных комплексных археоло- го-историко-архитектурных обследований (Буров, 2016). На начальном этапе исследований существовал ряд объективных причин, затруднявших поиск и изучение «материковых» монастырских древностей. Это почти полное отсутствие у современного местного населения информации о со­ бытиях досоветского времени; незначительность должного уровня архивных изысканий по конкретным объектам; сильная поврежденность поздней строи­ тельной деятельностью в XIX-XX вв. культурного слоя монастырских усадеб; природные и антропогенные изменения ландшафта; минимум разработок дроб­ ных региональных типо-хронологических схем для многих категорий находок вещевых комплексов XVI-XVIII вв. С 2000-х гг. полевое изучение монастырей Карелии и Русской Лаплан­ дии стала проводить экспедиция Национального музея Республики Карелия (НМРК). Впервые обследованы места удаленных обителей Крайнего Севера, осуществлены небольшие раскопки на монастырских усадьбах. Во многом это­ му способствовало возрастание интереса к церковной истории у глав епархий и у монашеских и приходских общин (рис. 1). Цель статьи - впервые представить обзор результатов археологических ра­ бот последних трех десятилетий в монастырях Восточной Фенноскандии. Это позволит частично заполнить существующие информационные лакуны по дан­ ной теме. Археология Соловецкого монастыря - это отдельная тема и в рамках данной статьи рассматриваться не будет. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь - это древний право­ славный центр Северо-Запада России, находящийся в северной части акватории Ладожского озера. В его истории со второй половины XIV в. и по настоящее время выделяются семь периодов, характеризующихся существенными изме­ нениями в планировочной структуре обители. Отметим разорения монастыря шведскими войсками в 1578, 1581 и 1611 гг. и катастрофический пожар 1754 г. (Сорокин, 1997). В 1984 г. Г. А. Панкрушев на берегу залива Куканлахти, в 2 км к югу от усадь­ бы монастыря обнаружил селище XVI-XVII вв. В двух шурфах (по 12 кв. м) 366

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz