Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.
КСИА. Вып. 271. 2023 г. Научные работы в 1990-2000-х гг. в небольших монастырях Южной Каре лии были преимущественно рекогносцировочными, ориентированными на ло кализацию и картирование усадеб монастырей на местности, на определение расположения отдельных строений, выявление культурного слоя «монастыр ского времени», выяснение его основных характеристик: состава, мощности, стратиграфии, датировки и сохранности. Археологические работы в крупных монастырях, где сохранялись каменные строения, в основном имели сопроводи тельный характер при реставрационной деятельности на памятниках архитек туры. На фоне скудных или отсутствующих письменных данных, одной из важ нейших задач археологических изысканий было выяснение времени основания большинства монастырей региона, часто имеющих легендарный характер ( Дми триева , 1996). В этом контексте, как исключение, можно рассматривать ситуацию с Соло вецким монастырем, который имеет огромный, сохранившийся блок докумен тов по своей истории в центральных архивных собраниях и начиная с 1960-х гг. и до настоящего времени является объектом активных комплексных археоло- го-историко-архитектурных обследований (Буров, 2016). На начальном этапе исследований существовал ряд объективных причин, затруднявших поиск и изучение «материковых» монастырских древностей. Это почти полное отсутствие у современного местного населения информации о со бытиях досоветского времени; незначительность должного уровня архивных изысканий по конкретным объектам; сильная поврежденность поздней строи тельной деятельностью в XIX-XX вв. культурного слоя монастырских усадеб; природные и антропогенные изменения ландшафта; минимум разработок дроб ных региональных типо-хронологических схем для многих категорий находок вещевых комплексов XVI-XVIII вв. С 2000-х гг. полевое изучение монастырей Карелии и Русской Лаплан дии стала проводить экспедиция Национального музея Республики Карелия (НМРК). Впервые обследованы места удаленных обителей Крайнего Севера, осуществлены небольшие раскопки на монастырских усадьбах. Во многом это му способствовало возрастание интереса к церковной истории у глав епархий и у монашеских и приходских общин (рис. 1). Цель статьи - впервые представить обзор результатов археологических ра бот последних трех десятилетий в монастырях Восточной Фенноскандии. Это позволит частично заполнить существующие информационные лакуны по дан ной теме. Археология Соловецкого монастыря - это отдельная тема и в рамках данной статьи рассматриваться не будет. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь - это древний право славный центр Северо-Запада России, находящийся в северной части акватории Ладожского озера. В его истории со второй половины XIV в. и по настоящее время выделяются семь периодов, характеризующихся существенными изме нениями в планировочной структуре обители. Отметим разорения монастыря шведскими войсками в 1578, 1581 и 1611 гг. и катастрофический пожар 1754 г. (Сорокин, 1997). В 1984 г. Г. А. Панкрушев на берегу залива Куканлахти, в 2 км к югу от усадь бы монастыря обнаружил селище XVI-XVII вв. В двух шурфах (по 12 кв. м) 366
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz