Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.

М. М. Шахнович Введение В Средневековье православные монастыри Карелии и Русской Лапландии были важными центрами христианской культуры и маркерами присутствия в Северном Приграничье Новгородской республики, а позднее - Московского государства. Первые монашеские обители - Валаамский, Коневский, Муром­ ский, Палеостровский и Соловецкий монастыри - создаются в XIV-XV вв. на основе общежительного устава. Вероятно, в этот период существовали и дру­ гие иноческие общины, информация о которых не сохранилась. В XVI-XVII вв. на Кольском Севере и Карелии (Кольский уезд, Заонежские и Лопские погосты) по письменным источникам известно не менее тридцати больших и малых православных обителей (Зверинский, 1892). Большая часть их располагалась в Южной Карелии, как правило, на островах и берегах Онеж­ ского и Ладожского озер и связанных с ними внутренних водоемах. Некоторые монастыри существовали недолгий период, исчезнув после смерти своих осно­ вателей. Другие были разорены во время частых войн со Швецией или не вы­ несли испытаний Смутного времени (Старицын, 2010). После церковной ре­ формы патриарха Никона к официальным монастырям добавились небольшие «потаенные жительства» старообрядцев. В сложную эпоху петровских «новин» многие монашеские общины посте­ пенно обезлюдели и приписывались к более крупным монастырям. При прове­ дении секуляризации в 1764 г., за небольшим исключением, местные обители были закрыты, а при их церквах образовались сельские приходы. Заштатными, т. е. оставленными на собственном содержании, стали Палеостровский, Кли- менецкий, Муромский и Валаамский монастыри (из них Клименецкий и Му­ ромский позднее все же упразднили). Соловецкий монастырь был зачислен в 1-й класс, получив казенное жалованье. Кроме того, в 1765 г. эта обитель стала ставропигиальной, т. е. находилась под непосредственным ведением Синода. На протяжении XIX в. некоторые монастыри Обонежья и Кольского Севе­ ра восстанавливались по инициативе настоятелей действующих епархиальных обителей, Олонецкого и Архангельского архиерейских домов и на средства бла­ готворителей. При советской власти все монашеские общины были уничтожены. В бывших монастырских усадьбах размещались различные сельскохозяйствен­ ные и пенитенциарные учреждения. С начала 1990-х гг. монастырская жизнь на Кольском Севере и в Карелии постепенно возрождается. (Кожевникова, 2009). Археологические изыскания на бывших монастырских усадьбах Карелии стали проводиться археологами ИЯЛИ КарФ АН СССР / КНЦ РАН, ИиМК и ИА РАН относительно недавно - в 1980-1990-х гг. Значительно раньше - в 1960-х гг., были начаты работы в Соловецком монастыре (Буров, 2006). Начальный этап работ «монастырской направленности» в регионе совпал с возникшим после долгого перерыва общим интересом в археологической на­ уке к памятникам позднего Средневековья и Нового времени. В этот период среди специалистов еще не сформировалось понимание специфики монастырей как отдельного типа объектов археологии. Во многом они воспринимались как аналог крестьянских селищ, но с «исторической интригой» и более насыщен­ ным культурным слоем (Буров, 2006. С. 5-6; Беляев, 2019). 365

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz