Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.
М. М. Шахнович Введение В Средневековье православные монастыри Карелии и Русской Лапландии были важными центрами христианской культуры и маркерами присутствия в Северном Приграничье Новгородской республики, а позднее - Московского государства. Первые монашеские обители - Валаамский, Коневский, Муром ский, Палеостровский и Соловецкий монастыри - создаются в XIV-XV вв. на основе общежительного устава. Вероятно, в этот период существовали и дру гие иноческие общины, информация о которых не сохранилась. В XVI-XVII вв. на Кольском Севере и Карелии (Кольский уезд, Заонежские и Лопские погосты) по письменным источникам известно не менее тридцати больших и малых православных обителей (Зверинский, 1892). Большая часть их располагалась в Южной Карелии, как правило, на островах и берегах Онеж ского и Ладожского озер и связанных с ними внутренних водоемах. Некоторые монастыри существовали недолгий период, исчезнув после смерти своих осно вателей. Другие были разорены во время частых войн со Швецией или не вы несли испытаний Смутного времени (Старицын, 2010). После церковной ре формы патриарха Никона к официальным монастырям добавились небольшие «потаенные жительства» старообрядцев. В сложную эпоху петровских «новин» многие монашеские общины посте пенно обезлюдели и приписывались к более крупным монастырям. При прове дении секуляризации в 1764 г., за небольшим исключением, местные обители были закрыты, а при их церквах образовались сельские приходы. Заштатными, т. е. оставленными на собственном содержании, стали Палеостровский, Кли- менецкий, Муромский и Валаамский монастыри (из них Клименецкий и Му ромский позднее все же упразднили). Соловецкий монастырь был зачислен в 1-й класс, получив казенное жалованье. Кроме того, в 1765 г. эта обитель стала ставропигиальной, т. е. находилась под непосредственным ведением Синода. На протяжении XIX в. некоторые монастыри Обонежья и Кольского Севе ра восстанавливались по инициативе настоятелей действующих епархиальных обителей, Олонецкого и Архангельского архиерейских домов и на средства бла готворителей. При советской власти все монашеские общины были уничтожены. В бывших монастырских усадьбах размещались различные сельскохозяйствен ные и пенитенциарные учреждения. С начала 1990-х гг. монастырская жизнь на Кольском Севере и в Карелии постепенно возрождается. (Кожевникова, 2009). Археологические изыскания на бывших монастырских усадьбах Карелии стали проводиться археологами ИЯЛИ КарФ АН СССР / КНЦ РАН, ИиМК и ИА РАН относительно недавно - в 1980-1990-х гг. Значительно раньше - в 1960-х гг., были начаты работы в Соловецком монастыре (Буров, 2006). Начальный этап работ «монастырской направленности» в регионе совпал с возникшим после долгого перерыва общим интересом в археологической на уке к памятникам позднего Средневековья и Нового времени. В этот период среди специалистов еще не сформировалось понимание специфики монастырей как отдельного типа объектов археологии. Во многом они воспринимались как аналог крестьянских селищ, но с «исторической интригой» и более насыщен ным культурным слоем (Буров, 2006. С. 5-6; Беляев, 2019). 365
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz