Шахнович М. М. Археологическое изучение монастырей Русской Лапландии и Карелии // Краткие сообщения Института археологии. - 2023. - Вып. 271. - С. 363–384.
КСИА. Вып. 271. 2023 г. валунные кладки и значительные по величине ямы - следы различных мона стырских строений. Установлено, что здание Никольской церкви ранее было большим и имело несохранившееся продолжение в ее западной части (крыльцо, паперть, келарская) (Шахнович, 2020). По историческим документам известно о существовании в Русской Ла пландии трех обителей: Коло-Печенского, Кандалакшского монастырей и Ко- куевой пустыни. Их археологическое изучение началось только во втором де сятилетии XXI в. Первым обследовался знаменитый Трифонов-Печенгский монастырь на побережье Баренцева моря, основанный на р. Печенга прп. Трифоном в пер вой трети XVI в. Он имел две монастырские усадьбы: около устья реки и в 14 км вверх по ее течению. В 1570-х гг. «нижний» монастырский поселок был самым большим «московитским» поселением на Мурманском берегу. В 1574 г. кро ме двух церквей здесь находились 34 здания (кельи и хозяйственные построй ки, мельница, скотный двор)4. Зимой 1589 г. монастырские строения и братию полностью уничтожил отряд «каянских немцев», поэтому в 1590 г. монастырь официально был переведен к устью реки Тулома под стены Кольского острога. В 1764 г. Коло-Печенгская обитель была закрыта и на ее месте существовал небольшой летний погост «печенцких лопарей». По решению Синода в 1886 г. монастырь постепенно возрождается. До 1917 г. на территории его усадьбы про водились активное строительство и перепланировки. Обитель официально лик видирована большевиками в 1920 г., но существовала в период 1921-1940 гг., когда Печенга входила в состав Финляндии. С 1997 г. монастырь стал снова воз рождаться. В 2011 г. осуществлены небольшие работы на территории «нижней» усадь бы монастыря. В алтарной части, сгоревшей в 2007 г. церкви Рождества Хри стова, которая, по преданию, была поставлена над могилой убитых в 1589 г. печенгских иноков, сделан шурф (7,2 кв. м), в котором выявлены хорошо со хранившиеся четыре обугленных венца сгоревшего дома и отдельно - валунная кладка в яме - фундамент алтаря церкви второй половины XIX в. Календар ный возраст образцов древесного тлена и угля строения приходится на интервал 1489-1603 гг. Таким образом, в 2011 г. на р. Печенга был найден культурный слой начального периода существования обители - XVI в. Деревянную конструк цию можно интерпретировать как фрагмент двухкамерного дома - рубленого 4 «Монастырь Печенской стоит на усть реки Печенги, а в нем церковь древяная ж Успения Пречистые Богородицы с трапезою и с келарскою, да другая церковь древя ная ж Зосима и Саватия Соловецких чюдотворцов, да на той же реке Печенге на усть реки Манны монастырь Печенской первоначальной, а в нем церковь древяная ж Троицы Живоначальные беспенья с трапезою, да в тех же монастырех 17 келей, а вних старцов 58 человек да вкладчик да 5 изб служивых, вних слуг и дьячков церковных 53 человека да хлебня споварнею да изба токарня да две клети казенных да двор коровей, а в нем 2 человека коровников да конюшей да 2 анбара да кузница. И в 98 г. те монастыри и вних церквы и кельи и служни избы и иные монастырские дворы и анбары сожгли свейские немцы и игумена збратьею да слуг монастырских 95 человек побили» ( Харузин , 1890. С. 432). 376
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz